© herpesface / reddit.com

Накануне старта продаж iPhone 5 в России, который намечен на 14 декабря, приходится констатировать, что производитель яблочных гаджетов продолжает терять рынок нашей страны. Дело, конечно, еще не дошло до того, что можно наблюдать в Китае – крупнейшем в мире рынке смартфонов, – где после прекращения действия контракта с China Mobile доля Apple сократилась почти вдвое (а iPhone откатился на четвертое место в рейтинге продаж).

Российский рынок далек от китайского по объемам, но все-таки является одним из крупнейших. В 2012 году, по данным Telecom Daily, в России будет продано более 42 млн телефонов, из которых более трети придется на смартфоны, а это порядка 14 млн.

Конечно, есть фанаты, которые ждут старта продаж и, несмотря ни на что, приобретут долгожданный аппарат. Но с каждой новой версией iPhone интерес к нему падает, нет очередей, которые наблюдались еще несколько лет назад. Это понятно: тогда у компании еще не было стольких конкурентов.

Рынок смартфонов в России, как и во всем мире, очень живой. Ситуация тут постоянно меняется. За последний год (третий квартал 2012 года к третьему кварталу 2011-го) доля Nokia снизилась до 18%, однако в последние месяцы есть рост за счет вывода на рынок новых моделей Lumia. Samsung увеличил свою долю почти на треть – до 44%. Существенно выросли смартфоны на базе Windows Phone – в 1,5 раза, при этом их доля практически сравнялась с долей Apple. Компании для улучшения продаж затевают разнообразные акции, идут на ухищрения. А в Apple, видимо, полагают, что их аппарат не нужно продвигать в принципе.

Результат: последние несколько месяцев продажи iPhone в России неуклонно снижаются: по итогам сентября их доля на рынке смартфонов снизилась до 4,3% по сравнению с 5,4% в сентябре прошлого года. Отчасти это связано, конечно, с ожиданием 5-й версии, но не только. Ведь, открыв продажи за две недели до Нового года, даже несмотря на предновогодний спрос, компания вряд ли сумеет наверстать упущенное и увеличить свою долю на рынке, закончить год на мажорной ноте – тогда как другие производители явно подготовились к праздничным продажам.

Apple никак не хочет перестроить свою политику и относится к России как к стране третьего мира. Модели выходят с большим запозданием и по высокой цене. Механизм дистрибуции плох (имеется в виду, конечно, «белый» механизм – с «серыми» поставками все, как обычно, прекрасно). Сейчас компания заключила соглашение о продажах с ГК «Связной», а также имеет еще действующий до весны 2013 года контракт с «Вымпелкомом», тогда как МТС и «Мегафон» оказались за бортом. Естественно, это не увеличивает шансы компании на успех. И если уж в Китае, где создан настоящий культ Apple, продажи снижаются, то не стоит рассчитывать, что очередное устройство ждет успех в России только потому, что на нем есть надкусанное яблоко. Период, когда можно было просто пожинать лавры, похоже, прошел.