© Tony Gentile / Reuters
Про 21-е число в Италии не говорят. В Италии конец света наступит 17 декабря. Это и Google подтверждает: на первом месте в итальянском интернет-поиске – «IMU, 17». А еще лучше зайти в любой филиал любого банка, можно на почту. Полдня (если повезет) постоять в очереди. Вот где апокалипсис. Если кому-то кажется, что вся страна пятый день невыносимо страдает от новости про очередное пришествие Берлускони, – там, в очереди на почту, вам все популярно объяснят.
IMU – новый Единый муниципальный налог – замещает отмененный в 2008 году ICI и, согласно закону правительства Монти от 6 декабря 2011 года, применяется ко всем объектам недвижимости в Италии, включая прилегающие постройки и территории (гаражи, хозяйственные помещения и прочее). Высчитывается с учетом кадастровой стоимости объекта, срок уплаты – 17 декабря.
Ангеле Меркель с приходом Марио Монти, может, и стало спокойнее, спреду на итальянские облигации технический премьер тоже нравился, но для самой обычной итальянской семьи Монти и этот его «ИМУ – спасти Италию» означает минус две тысячи евро из семейного бюджета. А это – прощай, «settimana bianca» – традиционная «белая неделя» катания на лыжах в январе, это августовский отпуск в кредит с панини в номере на ужин вместо ресторана, к зубному не ходят, рыбу по четвергам не едят. По данным Госстата, безработных в стране три миллиона – рекорд, с 1992 года такого не было. Ассоциация промышленников официально о начале рецессии не говорит, но в 2013 году роста экономики не будет. Рынок недвижимости рухнул – дома покупают только немцы и англичане. Что бы ни писали «Ла Репубблика» и «Либерасьон», тем, кому в ноябре 2011 года появление Марио Монти казалось явлением мессии, очередная попытка Сильвио Берлускони уже совсем не кажется «возвращением мумии» и угрозой. Народ согласен даже на мумию, лишь бы была работа, лишь бы отменили ИМУ, лишь бы вернулось все, к чему привыкли с рождения.
Целый год, который казался технически скучным, люди учились выживать. Дешевые отели сети B&B, для клиентов которых 50 евро за ночь и раньше были большими деньгами, проведя пробную рекламную неделю, официально объявили бартер валютой номер два. Владельцы гостиниц пускают на ночь в обмен на продукты, старую мебель. В обмен на комнату можно красить стены, чинить проводку, собирать оливки. А во Флоренции открыли ресторан, где поужинать на четверых можно за ящик помидоров и бутылку вина. Ресторан называется L’e maiala – на тосканском диалекте – тяжелая ситуация. Натуральный обмен придумали еще до изобретения денег, его активно использовали в Древнем Риме, до того как он пал. В XXI веке нулевая бартерная отчетность тоже вряд ли спасет Италию.
А Берлускони при всем при этом умеет свататься: «В парламент поведу 90% новичков, людей позову из бизнеса, налоги отменю». «Да кого волнует этот спред?» – возмущался он вчера. И на самом деле, спроси на улице, что это такое, – разве кто знает? На 17 декабря, когда население страны должно отдать государству и «кабинету налогов» 10 миллиардов IMU, уже назначена и первая национальная манифестация. На выборы Кавальере пойдет под флагами своей старой партии – «Форца Италия» – той, что он создал в 1993-м, перед тем как первый раз в жизни стать премьером.
Пока только слова. Нет ни списков, ни программы. Да и Монти еще работает. По предварительным подсчетам бюджет примут на следующей неделе, и уже через час фотокамеры будут ждать премьера на Квиринальском холме, под окнами президентского кабинета. С отставкой он обещал не тянуть. Парламент распустят либо перед, либо сразу после Рождества. Доработать спокойно до конца срока техническому кабинету не дали бы никогда, все равно завалили бы. Отставка – лучший старт для предвыборной кампании. Ведь тогда получается, что техническое правительство еще хуже предыдущего, с миссией не справилось, и вот идет Спаситель. Так будут объяснять избирателю.
Дата выборов пока не назначена. В субботу Берлускони вполне устраивало 10 марта, а в понедельник – уже 24 февраля: «Тянуть нельзя», – сообщил старый новый кандидат на пост премьера. Для него, и правда, чем быстрее, тем лучше. Потому что миланская прокуратура в тот же самый понедельник свою предвыборную кампанию уже начала. Марокканскую танцовщицу Руби, которая не явилась на очередное заседание полиции, приказали достать из-под земли. Как считают адвокаты Берлускони, суд сделает все, чтобы вынести приговор до выборов. По «делу Mediaset» Кавальере уже дали четыре года, тут же скостив до одного (и того пока нет), но «Рубигейт» – куда перспективней. Самый надежный способ избежать наказания – выиграть выборы. В этот раз Берлускони как никогда есть за что бороться.