© Dr. Monster/Flickr.com

Научиться питчу – короткой презентации проекта для инвестора – не так уж трудно, если изучить выступления на церемонии вручения Шнобелевской премии.
На очередном занятии студенты «Стартап-академии» осваивали науку elevator pitch («презентации для лифта») – то есть небольшого рассказа о концепции стартапа, который можно успеть произнести за время непродолжительной поездки в лифте.
«Вы бы, наверное, предпочли проехаться с инвестором мечты с первого на последний этаж Эмпайр-стейт-билдинг, – говорит Билл Джосс, работавший раньше в Apple с Гаем Кавасаки. – В реальности на питч у вас есть 30 секунд максимум, а то и меньше. На исходе этого времени собеседник начнет недвусмысленно посматривать на часы. Если же вы все сделали хорошо и вам повезло, вы услышите от него одну простую фразу «расскажите мне еще». 
Самое главное, если верить Джоссу, ограниченность во времени – это не минус, а плюс. Ведь у первого общения с инвестором много общего со знакомством с девушкой в баре: хороший питч, как и ваша лучшая пикап-фраза, должен быть коротким и оригинальным. 
«Вопреки популярному заблуждению, чтобы привлечь внимание надо говорить не больше, а меньше, – объясняет Джосс. – Не нужно вдаваться в нудные детали и подробности, пытаться запихнуть в секунду как можно больше слов, сыпать гиковскими терминами и так далее. Не надо спешить. 30 секунд для питча – этого абсолютно достаточно. Все остальное вы сможете рассказать потом». 
Чтобы проиллюстрировать свой тезис, Джосс приводит в пример лекции, которые читаются на церемонии вручения Шнобелевской премии – иронической альтернативы Нобелевской премии, которая дается за научные открытия, «заставляющие сначала рассмеяться, а потом задуматься». Лекторы за 24 секунды должны дать полное техническое описание открытия, а после этого – короткое резюме в семь слов, доступное для понимания каждого человека. Как легко догадаться, вторая часть выступления получается интересней и познавательней первой. Посмотреть, как это выглядит, можно в ролике на YouTube.
Точно так же и с любым стартапом – чем короче, тем лучше. Джосс раздал нам листочки, на которых предложил описать свой проект в семи словах. Это непросто, но в итоге у многих получилось значительно интересней и любопытней, чем получалось раньше, когда не было столь жесткого лимита. У самого Джосса питч звучит следующим образом: «Я помогаю стартапам ускорять их успех».
«Только не думайте, что семь – это какое-то магическое число. Слов может быть и немного меньше, и в три раза больше. Главное – усвоить принцип», – на всякий случает уточняет лектор. 

Джосс перещелкивает на последний слайд презентации. На нем написано: Long=Lazy, Brief=Hard. 

Питчи глубоко проникли в культуру Кремниевой долины. Запитчить незнакомца на вечеринке или конференции или быть запитченным – здесь норма жизни. Именно благодаря этому происходит тот самый витально необходимый для существования местной экосистемы обмен идеями. Вероятность таким способом найти инвестора, конечно, не очень велика, но получить дельный совет или контакт, встретить будущего единомышленника или договориться о неожиданном партнерстве – более чем возможно.
Важно только не бояться, что ваша идея будет украдена. Если она настолько хороша, то, скорее всего, над ней и так уже работают несколько человек. И ваш единственный шанс обогнать их лежит через постоянное ее усовершенствование, а это невозможно сделать, не разговаривая с другими умными людьми и не слушая их точку зрения. Поэтому вперед – питчите как можно чаще.