© Slon.ru
Экс-министр финансов, а ныне глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин на встрече с журналистами подвел итоги года и в том числе ответил на несколько вопросов Slon.
О политических итогах и гражданских протестах
Вектор развития страны изменился. Сместился в направлении политической модернизации, и повернуть обратно уже невозможно. Политперемены востребованы обществом. Снижение протестной активности, которое сейчас происходит, может показаться застоем. Однако это абсолютно не так. Напротив, идет обновление власти и политической системы. Этот год – год мобилизации гражданского общества. Отливы и приливы гражданской активности – это нормально, это результат совершенствования и развития общества. В дальнейшем нас ждут заметные изменения в политической жизни. Запрос на гражданское общество усилился и будет усиливаться.
От власти многое зависит. Сейчас есть возможность конструктивного диалога и сотрудничества. И власть предпринимает определенные шаги, – например, принят закон о снижении барьеров создания партий, закон о выборах по смешанным спискам. Правда, изменения эти небольшие. Думаю, что от власти требуется больше. Шанс снизить напряжение после парламентских выборов был упущен. Шаги, которые предпринимаются сейчас, только увеличивают дистанцию между властью и обществом. Законы, которые принимаются в последнее время, только давят и увеличивают число радикалов.
Путин и обещанная перезагрузка
Пока перезагрузки не произошло. Политика Путина на новый срок еще не определилась, идет поиск. В части экономических мер, озвученных в Послании Федеральному собранию, я согласен и готов подписаться под его словами. Однако реально действующих механизмов недостаточно.
Антикоррупционная кампания во власти пока спонтанная
Это реакция на запрос общества. Вот раньше мы с вами не могли представить, что будем сидеть здесь и обсуждать откаты и прочие коррупционные явления. Антикоррупционная кампания есть, да, но пока спонтанная, не системная. Если будет реальная политическая воля, системные меры, то коррупцию можно побороть в значительной мере. Сейчас есть перегибы в этом вопросе. Вообще есть опасность спутать бюджетную неэффективную сеть с коррупцией. Зачастую покупают просто дорого. Для борьбы с этим нужна программа бюджетной эффективности, о которой я говорил перед своим уходом из правительства. В целом я с оптимизмом смотрю в будущее.
Медведев и его кабинет – неудачный опыт первых месяцев
Возможности своего возвращения в кабинет министров не готов обсуждать. Что касается работы правительства, то первые месяцы были неудачными. Это потерянный год с точки зрения развития страны и экономики. ВТО – это не заслуга кабинета.
Координационный совет оппозиции – это интересный опыт
Опыт интересный. Однако работа КС была не совсем правильно организована. Сначала прошли выборы, а потом стали ставить цели. По логике сначала надо определить круг единомышленников, объединенных единой программой, а потом уже искать поддержки своих идей. Но в любом случае это интересно. Хотя о результатах работы КС говорить трудно.
Про экономические показатели: инфляция будет 6,5%, бюджетное правило надо сохранять
Мои оценки экономических показателей и прогнозы близки к официальным. Я предполагал рост экономики на уровне 3,7%. Оттоки капитала я оцениваю на том же уровне, что и ЦБ. Инфляция будет где-то 6,5%. Если же ситуация в еврозоне будет ухудшаться, то это отразится и на росте нашей экономики, конечно. По моему мнению, возможность выхода Греции из еврозоны сохраняется. Обозначенные программы не будут ею исполнены, и другим государствам придется сделать уступки в очередной раз: списать зрительную часть долгов. Еврозона, по-моему, опустится в рецессию. По прогнозам, она должна выйти, но это не так. Грецию не оздоровят, поэтому она, Италия и другие страны будут снова просить денег. Все это несет риски для нас. Считаю, что наша политика инфляционного таргетирования правильная и ее надо придерживаться и в дальнейшем. Также необходимо сохранять бюджетное правило.
Миф о финансировании гражданской активности вредит России
Культивация мифа, что гражданская активность, финансируемая из-за рубежа, и антизападная риторика создают неблагоприятный фон и остановили создание МФЦ. Эту идею фактически хоронят. При смене курса создать МФЦ возможно. Однако если в сфере НКО создаем недоверие, то у нас будет некомфортная ситуация для иностранных специалистов. Есть же и наши россияне в иностранных компаниях. А пока существующая ситуация мешает и тормозит развитие страны. ВТО – это правильный шаг. Это станет толчком в структурных отраслях. Здесь есть заслуга Медведева. После августовской войны с Грузией наступило охлаждение в отношении к России. Благодаря взаимоотношениям Медведева и Обамы удалось сгладить этот процесс. Путин тоже сыграл роль, снял разногласия. Больше вопросов вызывает единое экономическое пространство. Белоруссия – не соответствует тем стандартам, по которым действуем мы, поэтому реального единого пространства с Белоруссией не происходит. Ошибки в части валютной политики, платежного баланса, это может привести к девальвации их валюты.
Ответ на «список Магнитского» – спекулятивная игра
Не поддерживаю этот закон о запрете на усыновление российских детей американскими родителями. Считаю его спекулятивным. Те американцы, которые проходят все согласительные комиссии, чтобы усыновить детей в нашей стране, хотят все-таки лучшего для них. Я так думаю. Это не может быть ответом на закон Магнитского.
100 млрд рублей средств Стабфонда надо куда-то вложить
Считаю правильным идею разместить 100 млрд рублей, которую озвучил президент в послании к Федеральному собранию. Это надо делать после создания Росфинагентства. Размещать надо в надежных активах, поиском которых и займется новый орган. Таких проектов мало сегодня, и это не РЖД. Проекты должны быть окупаемые, то есть возврат денег должен быть с этого же проекта. Пока о таких не слышал.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин и его будущее
Превращать Комитет гражданских инициатив в политическую партию не планирую, он останется экспертной площадкой. Обсуждаемые слухи стать главой ЦБ не буду комментировать, также не комментирую возможность возвращения в правительство. Слишком много привходящих должно совпасть для этого.