Герман Парцингер © Владимир Родионов / ИТАР-ТАСС

На встрече с иностранными журналистами министр культуры Владимир Мединский потребовал прекратить дискуссии и споры о трофейном искусстве из Германии. «Что произошло, то произошло, – сказал министр культуры. – Лучше было бы просто оставить тему в покое». Так что мнение российской стороны по этому вопросу теперь понятно. О том, что думает немецкая сторона о проблеме трофейного искусства, в интервью Slon рассказал президент фонда «Прусское культурное наследие» и куратор российско-немецкого культурного диалога профессор Герман Парцингер.

– Господин Парцинегр, видите ли вы какие-то подвижки в вопросе перемещенных ценностей?

Я не вижу изменений в позиции российской стороны. Мы считаем, что трофейное искусство принадлежит Германии в соответствии с международной конвенцией 1907 года и должно когда-нибудь быть возвращено. Главный аргумент российской стороны: закон устарел. Однако ни один действующий закон не может быть слишком старым, если он признается международным правом, которое имеет приоритет над правом отдельных стран. 

Российская Дума в 1998 году просто приняла свой новый закон, объявив трофейное искусство своей собственностью. Сейчас Россия не может выставлять объекты трофейного искусства вне страны. Они тотчас же будут конфискованы. Не только в Германии, но и в других странах. Я думаю, российским властям это известно. Для нас, немцев, конечно, это больная тема, потому что это наша история, наше культурное наследие. Однако мы предпочитаем сотрудничать на профессиональном уровне и работать с экспонатами. Я лично хотел бы, чтобы отношения между Россией и Германией когда-нибудь улучшились настолько, чтобы мы смогли сказать друг другу: «Здесь у нас проблема, которую мы должны как-то решить». Все равно, как будет выглядеть это решение.

А Германия соблюдает закон 1907 года?

Мы отдаем сразу все, как только становится ясно, что предметы искусства – это военные трофеи из Голландии, Дании или России.

Правительство Германии все еще надеется на положительное для нее решение спора?

Я не хотел бы говорить от имени правительства. Это комплексная тема, которая имеет два направления: политическое и научное. Мы в фонде «Прусское культурное наследие» отвечаем за профессиональное научное мнение и склоняемся к тому, чтобы вместе с другими учреждениями вступать в диалог с Российской Федерацией и обеспечить сотрудничество в различных научных проектах. Важно, чтобы иностранные ученые тоже могли работать с фондами, находящимися в России.

Удачным примером была выставка об эпохе Меровингов с находками бронзового века – золотом из Эберсвальде. Мы ее готовили вместе с Эрмитажем. Экcпонаты увидели люди, был составлен каталог, с которым могут работать ученые всего мира. Ведь для выставки были использованы и бывшие наши фонды, которые оказались в России, и фонды берлинского Музея предыстории. Мы получили возможность в ходе ее подготовки увидеть, какие артефакты находятся в России, в каком они состоянии. Ведь до сих пор информации о бывших наших коллекциях нет.

Насколько трофейное искусство затрагивает фонд «Прусское культурное наследие»?

Это около полутора миллионов объектов, прежде всего из музея азиатского искусства. Есть и другие музеи, которые, однако, потеряли не так много экспонатов. Конечно, эти потери для нас велики и очень болезненны. В 1958 году было возвращено около двух миллионов объектов, в том числе и Пергамский алтарь. Музейный остров в Берлине был бы пуст без него. Это был благородный жест, если подумать о том, что Россия должна была выстрадать из-за немецкого вторжения и войны.

В каких музеях находится трофейное искусство в России? Я знаю, что много библиотечных фондов оказалось у нас – в том числе старые книги.

Большинство экспонатов находится в «Эрмитаже», в Историческом и Пушкинском музеях. О других мы не знаем. Ведь музейных каталогов с указанием трофейных объектов нет. Мы хотели бы начать проект, в котором российские и немецкие ученые совместно проводили бы исследования транспортных листов, чтобы установить, куда что попало и в каком состоянии все это теперь находится. Даже подали запрос на финансирование из госбюджета ФРГ. Если, например, книги XVII века сильно повреждены, тогда можно подумать, как Германия может помочь в реставрации. Ведь, в конце концов, речь идет об общемировом культурном наследии. Надо постараться вообще как-то его сохранить совместными усилиями. А потом уже думать, куда с ним.

Вы считаете, что российская сторона утаивает сведения о перемещенных ценностях?

Может, в России не хотят, чтобы мы увидели, в каком состоянии эти объекты сейчас. Но мы хотим просмотреть транспортные листы не для того, чтобы обвинить наших российских коллег в чем-то, а чтобы хоть как-то продвинуться в решении вопроса. Для немецкой стороны прежде всего важно, чтобы собрания не пропали из-за недостатка реставрации, речь не идет о праве и требованиях возвращения. Где должны быть фонды, для нас пока не важно. Я подчеркиваю, это пойдет на пользу собраниям, науке, сохранению культурных фондов.

Насколько важно для вас воссоединение коллекций?

Оно имеет решающее значение, прежде всего для культурного самоопределения страны, нации, для культурной памяти. Коллекции, музеи когда-то были заложены и развивались здесь, поэтому это еще и история немецкой науки. Если некоторые элементы отсутствуют, это для нас уже ощутимо.

Тема трофейного искусства поднимается только между Германий и Россией?

Да.

А как же Польша?

Ни в коем случае нельзя называть фонды, которые сейчас находятся в Польше, трофейным искусством. Польская сторона к этому очень чувствительно относится. И с полным правом. Ведь это не объекты, которые были перевезены польскими солдатами или правительством из Германии. Это фонды немецкой Государственной библиотеки, перемещенные на время войны для защиты от бомбардировок в города, которые после войны перешли к Польше. Мы, конечно, настаиваем на том, чтобы эти собрания автографов и письма были возвращены. Однако в настоящий момент переговорный процесс тоже застопорился.