© golden-news.com

Сбербанк приобрел электронную платежную систему «Яндекс.Деньги». 75% минус 1 рубль сервиса обойдутся ему в $60 млн. При этом покупка представлена как «стратегическое партнерство»: объединив банковскую инфраструктуру и интернет-технологии, Сбербанк и «Яндекс» будут разрабатывать и продвигать новые решения для розничных платежей в интернете.

В рамках сделки банк получает не только технологии, но и всю команду «Яндекс.Денег». При этом в совете директоров останутся два представителя «Яндекса» (три места займет Сбербанк). Сделку планируется завершить в I квартале 2013 года. «Наша клиентская база будет присоединена к клиентской базе «Яндекс.Денег». Никаких неудобств для нынешних клиентов сервиса не будет», – заявил глава Сбербанка Герман Греф. В свою очередь глава «Яндекса» Аркадий Волож отметил, что сделка закономерна: «"Яндекс.Деньги" всегда был удобным инструментом онлайн-платежей, но в интернете мы практически все исчерпали. Интернет должен идти в большую жизнь. Год назад мы начали искать партнера, много с кем говорили, но Сбербанк все-таки лучший партнер для следующего этапа жизни платежной системы».
Следующий этап жизни системы, возможно, был предопределен еще три года назад. «Яндекс» и крупнейшая платежная система давно в орбите интересов крупнейшего российского банка. Возможно, с этим связана и относительно небольшая цена сделки (ранее аналитики оценивали платежную систему, учитывая темпы ее роста и потенциал рынка, в $250 млн).

1. 

В 2009 году Сбербанк получил «золотую акцию» «Яндекса», дающую право накладывать вето на продажу более 25% акций крупнейшей российской интернет-компании. Помимо политического аспекта сделки, аналитики уже тогда активно обсуждали перспективы конвергенции национального банка и динамичной платежной системы. Сбербанк к тому времени вышел на путь активной модернизации, а «Яндекс.Деньги» закрепились как безусловный лидер рынка. Самым распространенным вариантом развития событий считалось приоритетное партнерство «Яндекс.Денег» и Сбербанка: банк мог бы предоставить свои банкоматы для пополнения «кошелька», свою банковскую сеть для реализации предоплаченных карт, а также связать банковские и электронные счета. Однако стороны тогда не стали спешить с развитием партнерства. 

2. 

Сбербанк договорился о партнерстве с «Яндекс.Деньгами» только в феврале 2011 года. К тому времени платежная система уже сотрудничала с несколькими крупными российскими банками, в том числе с «ВТБ24» и «Альфа-Банком». Сбербанк и «Яндекс» договорились о том, что владельцы карт банка могут пополнять счет «Яндекс.Денег» через его терминалы и банкоматы – таким образом компания единомоментно получила доступ к крупнейшей сети банкоматов России. «Мы первая система электронных платежей, с которой начал сотрудничать Сбербанк. Если для большинства интернет-пользователей интернет начинается с "Яндекса", то для трети населения страны банковские платежи – это Сбербанк. Сотрудничество со Сбербанком перераспределит оборот системы в сторону безналичных платежей», – заявили тогда в «Яндексе». 

3

. К концу прошлого года руководство «Яндекса», судя по всему, окончательно определилось с продажей сервиса. В октябре 2011 года Аркадий Волож заявил, что рассматривает несколько вариантов развития платежной системы «Яндекс.Деньги», в том числе продажу проекта: «Мы подтверждаем, переговоры идут с разными компаниями. Нам нужно до октября следующего года решить вопрос с лицензиями. У нас есть вариант, что мы его продадим целиком или частично, купим кого-то, есть вариант, что мы получим лицензию». 
В самом "Яндексе" отмечают, что покупателя стали искать по двум причинам. Во-первых, новые правила регулирования рынка электронных денег (принятый закон «О национальной платежной системе»), которые обязывали платежный сервис стать кредитной организацией. Во-вторых, бизнес "Яндекс.Денег" серьезно отличается от того, чем занимается "Яндекс". С момента основания платежный проект был скорее финансовым, чем интернет-сервисом, со своей продуктовой стратегией, собственной разработкой, собственным маркетингом и службой поддержки. При этом перспективные продукты "Яндекс.Денег" требовали сочетания сильных онлайн- и офлайн-компетенций. 

4

. В марте этого года «Яндекс.Деньги» выпустили собственные пластиковые карты для оплаты товаров и услуг, а в сентябре платежная система (ООО «Яндекс.Деньги») получила статус небанковской кредитной организации в связи с требованием Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Наблюдатели уже тогда говорили, что, по сути, проект прошел формальную «упаковку» перед возможной продажей. 
В октябре из свежей финансовой отчетности «Яндекса» по итогам III квартала 2012 года выяснилось, что компания активно ищет стратегического покупателя контрольного пакета акций «Яндекс.Денег»: «Активы и обязательства, относящиеся к деятельности "Яндекс.Денег", собственной системы электронных платежей, были реклассифицированы в балансе как активы на 1,7 млрд рублей ($56,0 млн долларов США) и обязательства на 1,3 млрд рублей ($42,7 млн) соответственно, и удержаны для продажи, так как мы активно ищем стратегического покупателя мажоритарной контрольной доли «Яндекс.Денег». Позже пресс-служба интернет-компании заявила, что «Яндекс» просто зафиксировал в отчетности давние намерения – это требование GAAP: «Компания обязана предупреждать инвесторов о любых действиях с активами, если предполагает, что сделка скорее состоится. При этом сделки может и не быть».