© The Safelight Kid/Flickr.com
В России главный вопрос в том, будут ли реализованы обещанные президентом Владимиром Путиным решительные шаги в области борьбы с коррупцией, приватизации и улучшения бизнес-климата. Причем с точки зрения делового климата ключевые события должны произойти именно в 2013 году. Действительно, в соответствии с обещаниями президента Россия должна подняться в рейтинге Doing Business до 50-го места в мире уже в 2015 году. Отчет Doing Business in 2015 публикуется осенью 2014 года, а данные для него собираются уже в начале 2014-го. Более того, судя по документам, размещенным на сайте правительства, в рейтинге 2014 года (который будет опубликован уже осенью 2013-го) Россия собирается достичь 80-го места. По сравнению с сегодняшним 112-м местом это будет огромный прогресс. Если это произойдет, можно ожидать серьезных улучшений как с точки зрения экономического роста, так и с точки зрения настроений инвесторов.
Еще одно важное событие 2013 года – это начало программы «Глобальное образование». Эта программа будет посылать тысячи молодых россиян в лучшие вузы мира. Успех этой программы – которую обсуждают уже много лет, но начать пообещали только в 2013-м, – в конце концов приведет к возвращению России в мировое интеллектуальное сообщество.
Корпоративный мир ждет, будет ли закрыта сделка «Роснефть» – ТНК-ВР, и задается вопросами о том, куда вложат деньги российские акционеры ТНК-ВР. Вряд ли такую сумму денег (28 миллиардов долларов!) удастся разместить в России, поэтому решения российских акционеров (особенно «Альфа-Групп» – наиболее дисциплинированных и удачливых российских инвесторов) дадут интересную информацию для размышления о том, какие отрасли и проекты наиболее привлекательны в сегодняшней мировой экономике.
Основные вызовы в мире – это, конечно, кризис в Европе, бюджетная реформа в США и положение дел на Ближнем Востоке. В Европе будет продолжаться стагнация или даже рецессия. С другой стороны, ситуация гораздо лучше, чем всего лишь несколько месяцев назад, когда вполне реальной была перспектива финансовой катастрофы масштаба краха осени 2008 года. Сегодня вероятность такого развития событий скорее очень мала.
Что будет с бюджетом США, предсказать не может никто. Избежать падения экономики с бюджетного обрыва (fiscal cliff), скорее всего, удастся. Но какие именно налоги будут повышены и насколько, какие именно госрасходы будут сокращены и насколько, пока непонятно. Впрочем, тот факт, что эти решения будут так или иначе наконец-то приняты, снизит уровень неопределенности, что положительно скажется и на американской, и на мировой экономике.
Развитие ситуации на Ближнем Востоке тоже трудно предсказать; при этом трудно и переоценить ее влияние и на мировую, и на российскую экономику. Например, в благоприятном (очень маловероятном) сценарии можно ожидать и снятия санкций с Ирана, и резкий рост экспорта иракской нефти. Это, безусловно, может резко снизить мировые цены на нефть. Напротив, рост напряженности или открытые боевые действия могут повысить цены на нефть и подорвать восстановление мировой экономики. Впрочем, вполне возможно, что в 2013 году произойдут и существенные прорывы в энергетике (например, в добыче сланцевой нефти или сланцевого газа), что поможет удержать мировые цены на нефть от резкого роста.