© Andrew Caballero-Reynolds / AFP

«Повесить!», «Мы требуем справедливости!», «Будь проклята коррумпированная полиция!» – с такими плакатами выходит сегодня молодежь на улицы индийской столицы. Бунт студентов парализовал Дели на несколько дней: центр города оцеплен, здесь не ходит общественный транспорт, закрыты станции метро. Водители юрких пассажирских мотороллеров тук-туков заработали в эти дни приличные деньги – они-то знают все объездные пути и газоны, по которым можно обойти кордон. А каково владельцам обычных машин? Те улицы, по которым еще разрешали ехать, просто стоят в сплошной пробке.

Дошло до того, что переговоры президента России Путина с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом в понедельник пришлось переносить из традиционного дома правительственных приемов Хайдерабад-Хаус в личную резиденцию премьера Манмохана Сингха (она находится в закрытом квартале близ старого английского ипподрома, куда студентам не пройти). И членам официальной делегации, и журналистам пришлось тесниться в коридорах не слишком большого дома, явно не предназначенного для такой толпы.

Причина для бунта кажется странной – уголовное преступление, а точнее, изнасилование. Уж чем-чем, а этим Дели не удивишь: город еще в 2005 году был признан «столицей изнасилований». Официально здесь каждый год регистрируется более шестисот изнасилований – больше, чем в имеющих репутацию «криминальных портовых городов» Бомбее и Калькутте. И все понимают, что это – верхушка айсберга. Ведь для местной девушки признаться в том, что с ней такое произошло, означает во многих случаях не просто моральные проблемы. Слухи в Дели разносятся быстро: стоит написать заявление в полицию, об этом тут же узнает весь район. А в Индии до сих пор о свадьбе договариваются старшие родственники: родня жениха придирчиво выбирает спутницу жизни своему отпрыску, и мало кто решит выбрать «порченую».

Однако изнасилования до сих пор не становились причиной столь шумных выступлений. Хотя случай и впрямь вопиющий: парень и девушка возвращались поздно вечером в воскресенье 16 декабря со студенческой вечеринки и ловили попутку. Остановился большой белый автобус, где сидели несколько мужчин. Как потом объяснял парень, они подумали, что это пассажиры. Но это была пьяная компания местных гопников – приятелей шофера. Они избили парня арматурой, изнасиловали и вдоволь поиздевались над девушкой, а потом выбросили обоих на ходу из автобуса. Теперь оба они в больнице в тяжелом состоянии. Девушка борется за жизнь – у нее серьезные повреждения внутренних органов, а парень пришел в себя и смог дать показания.

И тут студенты вышли на улицы. Девушка – студентка Университета имени Джавахарлала Неру, одного из ведущих вузов столицы. Студенческие организации вообще весьма влиятельны в Индии – британская еще традиция. И хотя Университет Неру и, скажем, Делийский университет активно конкурируют друг с другом, как те же Оксфорд и Кембридж, тут студенческие движения быстро договорились. К протестам присоединились оппозиция и активистки женских организаций.

«Наши девушки просто вечером не могут нормально идти по улицам, их оскорбляют, кричат гадости вслед. Изнасилования перестали быть редкостью. А полиция молчит, да и нет ее, этой полиции, никогда на месте!» – объяснял мне парень из группы студентов, которые пытались в воскресенье прорваться к резиденции президента – бывшему дворцу вице-короля Индии (их остановили водометы).

Молодежь требует ужесточения наказания за изнасилования и домогательства, а также кадровых жертв. Журналисты раскопали, что «банда на белом автобусе» совершила не одно преступление: пьяная компания незадолго до изнасилования предложила подвести прилично одетого, явно не бедного мужчину по имени Ранбир, а когда тот зашел в автобус, избила его и ограбила, а потом также выбросила на дорогу. Ранбир смог добраться до полицейского участка – он был готов сообщить и номер автобуса, и приметы бандитов. Но дежурные констебли сказали ему, чтобы приходил утром. Они смотрели телевизор.

Теперь полицейское начальство демонстрирует активность. Пятеро констеблей, смотревших программу про крикет, уволены, в отношении них начато расследование. Руководство МВД организует неожиданные визиты в различные полицейские участки по ночам – выяснилось, что многие участки просто закрыты, а дежурные спят. Главный министр Дели Шейла Дикшит, руководство МВД и даже премьер-министр Манмохан Сингх выражают глубокое сочувствие пострадавшим. Власти создают специальную комиссию, чтобы «бороться с этим злом». Суды обещают рассматривать дела об изнасилованиях в срочном порядке. 

Но начались все эти увольнения и ночные проверки только в конце минувшей недели – после студенческих демонстраций. «Это теперь они говорят, что сожалеют! Они все продажные!» – убеждал меня студент-демонстрант.

Столица, как и другие растущие города, привлекает огромное число выходцев из бедной и традиционной индийской глубинки, которые стекаются на заработки. Для них девушка, идущая одна вечером по улице, «падшая». Да и одеты столичные девушки не так, как крестьянские, которым и джинсы-то часто запрещают носить. Добавьте к этому люмпенизированную шпану, которой обрастают окраины всякого большого города, где большое число приезжих, и «коктейль насильника» готов.

А городская полиция неохотно принимает к рассмотрению дела о приставаниях и изнасилованиях. Мол, вы одевайтесь поскромнее и не ходите вечером в одиночку, и проблем не будет. Но тут пострадавшей девушке предъявить нечего: она была вполне скромно одета и с парнем. Но это ее не спасло.

При этом протест против изнасилований перерос в протест против коррумпированной полиции. «Повесить!» и «Долой коррумпированную полицию!» – два самых популярных лозунга. От студентов достается всем – молодежь бьет и переворачивает автомобили, особенно с правительственными номерами. К акциям присоединились студенты по всей стране. Продажная полиция стала главной мишенью протестов. И в прямом, и в переносном смысле – в понедельник демонстранты избили полисмена, который во вторник утром скончался. 

Тем временем все шестеро участников изнасилования задержаны. Один из них даже заявил, что требует его казнить: «Повесьте меня! Я преступник!» Суд над насильниками начнется в первых числах января. А студенты обещают новые протесты.