«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город»... Тогда это случилось с Ершалаимом, сейчас то же самое происходит с другой древней столицей – Пекином. Смог поглотил Пекин. С 10 января показатели загрязнения воздуха превышают все существующие нормативы. В субботу вечером программа Air Pollution Index, считывающая показания с датчиков метеостанций по всему Пекину, просто отказалась давать информацию: загрязнение оказалось выше заложенного в память индекса (и «опасного для здоровья» уровня). Программа просто сказала: загрязнение вне рамок измерения, примите меры к защите здоровья.
Особая проблема с пекинском воздухом – в чрезвычайно высоком уровне дисперсных частиц PM2,5 и PM10, то есть частиц с диаметром до 2,5 и до 10 микрон соответственно. Как правило, частицы подобных размеров проникают глубоко в легкие человека и становятся причиной многих серьезных заболеваний дыхательной системы.
Слова о «чрезвычайно высоком» уровне этих мелких твердых частиц в воздухе – не просто фигура речи. По стандартам Всемирной организации здравоохранения безопасным считается показатель в 25 микрограммов частиц в кубометре воздуха. А в Пекине в отдельных районах в субботу этот показатель достигал отметки в 900–1000 микрограммов.
Западные СМИ уже называют пекинский смог «воздухокалипсисом» (aircalypsis). Видимость на дорогах не превышает нескольких сотен метров, есть проблемы с авиарейсами. Заметно страдает здоровье людей. Старикам и детям – да и вообще всем, кто находится в Пекине, – рекомендовано как можно реже выходить на улицу, а в случае необходимости надевать респираторы. В школах и детсадах отменили уроки физкультуры на улице. Приостанавливается работа на стройплощадках. Наконец, как с гордостью заявили в понедельник на пресс-конференции представители управления по охране окружающей среды, на 30% сокращено количество выездов принадлежащих госорганам автомобилей.
Причины периодически повторяющегося в Пекине смога – немного географические, но в основном техногенные. Географическая причина состоит в том, что Пекин с трех сторон окружен горами, которые мешают регулярно накапливающемуся грязному воздуху покидать столицу. От этого никуда не деться. Но главные причины – все-таки рукотворные.
В этом году в Пекине необычно холодная зима. В декабре четыре раза выпадал снег, который до сих пор лежит по затененным уголкам. Оборотной стороной похолодания стало активное отопление города. А старый жилой фонд китайской столицы, а также прилегающие к ней деревни, до сих пор отапливаются углем.
Об отказе от угля как отопительного материала в китайской столице говорится давно, и на самом деле определенный прогресс есть. Если, скажем, в 1991 году, когда я учился в Пекинском университете, над городом висела угольная пыль, покрывавшая постепенно окна, подоконники, полы и все вокруг, и запах гари, то сейчас такого уже нет. Точнее, нет на вкус пекинских резидентов. Приезжающие же туристы угольный запах замечают.
Но даже полный отказ от угольного отопления проблемы не решит, потому что основной загрязнитель воздуха в китайской столице – это автомобили. Об их количестве судить сложно, по оценкам, на 20 миллионов постоянных жителей города приходится свыше 5 миллионов автомобилей. Автомобилей с пекинскими номерами. А сколько еще приезжает в Пекин – неизвестно, но немало: все регионы Китая имеют в Пекине свои представительства, крупнейшие компании, госорганы… В общем, по разным оценкам, в столице в дополнение к 20 миллионам постоянно живущих еще каждый день находится примерно 5–6 миллионов гостей.
Борьба с автомобилями властями ведется, но, как и любая подобная борьба, победы в ней правительству не одержать. Что, например, делают власти? Ограничивают выезд на дороги автомобилей в соответствии с последней цифрой на номерном знаке. К примеру, автомобили, номера которых заканчиваются на 2 и 7, не могут выезжать в среду, 3 и 8 – в четверг, и так далее (кроме субботы и воскресенья). Раз в квартал этот невыездной день сдвигается на сутки вперед – то есть с апреля 2 и 7 не смогут выезжать на улицы уже по четвергам.
Что делают частники? Самое простое – закрывают последнюю цифру номера картонкой или диском (что наказуемо, но чрезвычайно популярно). Или покупают в интернет-магазинах устройства, которые по команде водителя механически закрывают номер (например, когда автомобиль проезжает под полицейской видеокамерой). На худой конец – платят штраф: за выезд в неположенный день он составляет 100 юаней (500 рублей).
Но прежде чем выезжать на дорогу, машину надо купить и повесить на нее этот номер. С этим в Пекине сейчас тоже проблемы: автомобильные номера разыгрываются в лотерею, и лишь выигравший получает право пойти в автосалон и приобрести машину. Лотерея проводится раз в месяц, а статистически выиграть непросто: в декабре участниками лотереи стали 1,3 миллиона человек, которые разыграли чуть более 18 тысяч автомобильных номеров. Соотношение 1:73.
Конечно, есть и черный рынок номеров. Как говорят, в автосалонах, которые торгуют особенно дорогими «черными» автомобилями, можно за приемлемую сумму купить номер. Приемлемая сумма в данном случае имеет шесть знаков в юанях.
Купить машину в одном регионе и повесить на нее номерной знак другого региона можно, но не очень выгодно. Дело в том, что иногородним автомобилям въезд в Пекин разрешен только по специальному удостоверению (выдается на въездных шоссе), да и разъезжать по городу можно лишь не в пиковые часы.
Как бы то ни было, парк автомобилей в Пекине неуклонно увеличивается. В свете текущего экологического воздухокалипсиса эксперты, источники, близкие к пекинскому правительству, уже заговорили о возможности введения в столице более жестких ограничений на пользование автомобилями. Например, вернуться к практике разрешения на выезд автомобилей только по четным или нечетным дням, в зависимости от последней цифры в номерном знаке. Подобная практика применялась в Пекине во времена Олимпиады-2008.
Самая же главная проблема с автомобилями и населением Пекина – психологическая. Собственный автомобиль – свидетельство статуса, собственный автомобиль – показатель успешности. И это дороже всяких забот об экологии родного города. Даже если будут введены дальнейшие ограничения на выезд, скорее всего, это будет лишь стимулировать приобретение второго (или третьего) автомобиля в семью.
В этой ситуации правительству явно приходится непросто. Коренного улучшения экологии города можно добиться, лишь ограничив количество частных автомобилей. Что явно вызовет недовольство среднестатистического пекинца.
Альтернативой частному автомобилю должен стать удобный городской транспорт. А с этим пока проблемы. Да, пекинское метро с конца 2012 года – самое большое в мире. Но и народу в нем очень немало. А автобусы далеко не всегда придерживаются расписания.
С другой стороны, правительство Пекина демонстрирует большую
, чем раньше, открытость в вопросах экологии. Начали о
ткрыто публиковать данные о содержании в воздухе населенных пунктов мелких грязных частицРМ2,5, тогда как раньше эти сведения были доступны лишь на сайтах американских дипломатических представительств в Китае (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу), осуществлявшихэкологический мониторинг для информирования американских граждан. Кстати, эта практика несколько месяцев назад была раскритикована китайскими властями, назвавшимипубликацию дипломатами США экоданных «вмешательством во внутренние дела Китая» и «нарушением Венской конвенции».Как бы то ни было, оснований для оптимизма у пекинских жителей пока немного. Эвакуироваться отсюда некуда (да и посольства иностранных государств об эвакуации своих граждан из окутанного мглой Пекина пока не говорят) и остается лишь ждать ветра с севера. Как говорят, он сдует смог не раньше 16 января. Но смог обязательно вернется. Поэтому спрос на очистители воздуха и респираторы с масками – уже близкий к ажиотажному – будет лишь расти.