© Slon.ru

Скандалы сексуального характера стали происходить в Грузии с пугающей частотой. История с изнасилованием заключенных в тбилисской тюрьме номер восемь оказалась главной, хотя и не единственной причиной победы на парламентских выборах 1 октября коалиции «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. Пропрезидентская партия «Единое национальное движение» тогда боролась до конца, пользуясь поддержкой многих узнаваемых персон из числа представителей творческой интеллигенции, шоу-бизнеса, экспертов, в общем, людей, часто мелькающих на телеэкранах. Внушительной, конечно, была и группа поддержки Бидзины Иванишвили. Но сейчас, спустя несколько месяцев после парламентских выборов, прокуратура, возглавляемая бывшим адвокатом миллиардера, Арчилом Кбилашвили, ответила на вопрос, чем объясняется «надрывная поддержка» со стороны некоторых VIP-персон команды Михаила Саакашвили, уходящей в историческое небытие.

Насколько Саакашвили и его друзья действительно уходят безвозвратно, другой вопрос, однако новые власти пытаются представить дело именно таким образом и наверняка преуспеют, если смогут до конца раскрутить тему «агентов-геев».

Заметим, что все связанное с сексуальными меньшинствами традиционно вызывает на Кавказе взрывную реакцию. Поэтому брифинг в прокуратуре с рассказом о существовании агентурной сети, состоящей из лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, мгновенно вызвал бурную реакцию, став новостью номер один. Согласно данным прокуратуры, сотрудники военной полиции Министерства обороны (очевидно, по согласованию со спецслужбами) тайно снимали в тбилисских гостиницах интимные встречи мужчин, а затем шантажировали их, склоняя к сотрудничеству. Для завербованных таким способом геев арендовали конспиративные квартиры, оборудованные скрытыми камерами. Те приводили «домой» известных актеров, певцов, политиков, бизнесменов той же ориентации, после чего спецслужбы выходили с ними на связь и, согласно заявлению прокуратуры, «заставляли активно участвовать в акциях по поддержке режима, угрожая в противном случае выложить видеокомпромат на YouTube».

Прокуратура раздала журналистам три видео из сотен, оказавшихся в ее распоряжении. Все лица на кадрах заретушированы, но по голосу, деталям одежды и манерам вычислить участников вполне возможно. По крайней мере для членов их семей и знакомых. Кроме того, очевидно, что сам генеральный прокурор Арчил Кбилашвили, как и несколько человек в прокуратуре. видели все неретушированные видео и знают, кто в них фигурирует. То есть фигуранты будут бояться обнародования их склонностей уже и при новой власти. Поэтому не стоит удивляться, если некоторые певцы, эксперты, бизнесмены и просто узнаваемые лица, прежде активно поддерживавшие Саакашвили и его команду, вдруг воспылают любовью уже к новым властям. Общественная конъюнктура, нетерпимая к любой нетрадиционности в сексуальной сфере, заставит их искать гарантии неразглашения.

Произошедшее может иметь разрушительно негативные последствия для общественной жизни Грузии, поскольку в условиях опять-таки чрезмерно невротического отношения социума к нормам личной жизни возникает синдром «все под подозрением». Ведь никто точно не знает, кто фигурирует на сотнях видео, хранящихся в недрах прокуратуры. Значит, любая более или менее внятная позиция «узнаваемого лица» за или против может подспудно объясняться страхом разоблачения. В нормальных демократических странах, где анонимность личной жизни защищена законом, но общество терпимо к личному выбору человека, такое представить себе невозможно. Но в Грузии, как и в большинстве других постсоветских стран, метод угрозы превращения в изгоя работает безотказно.

Другой вопрос, как маяк демократии Михаил Саакашвили мог допустить такое? История с сексотами-геями свидетельствует о том, что в конце своего правления президент Саакашвили либо не контролировал и не знал, насколько далеко зашли спецслужбы, либо сам был не прочь использовать этот ресурс для сохранения власти. В последнее верится с трудом: президент не мог не понимать, что система по выработке компроматов такого рода может начать работать в противоположную сторону – как это и случилось сейчас. Действительно, все раскрылось после того, как один из VIP-персон получил требование денежного выкупа «своего видео», но обратился в прокуратуру.

Руководитель военной полиции Министерства обороны Мегиз Кардава, который до назначения на эту должность занимал ключевые посты в спецслужбах, уже несколько недель находится в бегах. Арестованы три его подчиненных. По моим данным, на допросах они утверждают, что вели обычную оперативную разработку «чувствительных и потенциально полезных источников», не имея никаких намерений использовать их в политических целях. Просто источники, завербованные таким способом, «могли быть полезны для раскрытия уголовных преступлений, и этим занимаются все спецслужбы мира в оперативных целях».

Насчет «всех спецслужб» они, конечно, загнули, но в странах с аналогичной совковой историей и столь же традиционной гомофобией – вполне может быть.