© Reuters

Рецепт инвестиций в период кризиса не является ноу-хау биржевых аналитиков – во всяком случае, в нашей стране он известен любой домохозяйке. Гречка, тушенка, туалетная бумага – в ожидании черного дня потребитель не склонен к излишествам и дорогим покупкам. Западный обыватель в этом смысле мало чем отличается от нашего. Сектор товаров повседневного спроса традиционно пользуется репутацией защитного: в кризисных условиях спрос на некоторые товары первой необходимости не только не снижается, но и растет (классический пример – хлеб). Кроме того, экономия потребителя на дорогих покупках и услугах подчас оборачивается дополнительными прибылями более дешевых конкурентов – супермаркетов, сетевых ресторанов, производителей массовых продуктов питания. Именно поэтому инвестиции в акции Kellogs, Campbell Soup и Procter&Gamble как далекая метафора гречки-тушенки-бумаги неплохо проявляют себя в острой фазе кризиса.

Однако долго жить в состоянии стресса и постоянной подготовки к черному дню современный потребитель не готов, и по итогам 2012 года сегмент товаров первой необходимости на фондовом рынке выглядел уже довольно блекло: так, индекс S&P 500 Consumer Staple, объединяющий производителей товаров повседневного спроса, по итогам 2012 года вырос вровень с индексом широкого рынка S&P 500. А вот индекс Dow Jones Luxury (+29%) в прошедшем году заметно опередил американский фондовый рынок, в то время как годом ранее он показал негативную динамику на фоне европейских страхов. Абсолютным лидером датского фондового рынка по итогам прошлого года стала компания Pandora (+142%) – производитель бижутерии, чье ноу-хау наборных браслетов и ожерелий позволяет получать практически неиссякаемый поток денежных средств от потребителя, однажды соблазнившегося на покупку оригинального украшения. Подобных предметов довольно много: западные аналитики считают, что сектору luxury вполне по силам опередить рынок и по итогам 2013 года.

То, что бумаги производителей модной одежды, аксессуаров и косметики позволяют инвесторам неплохо зарабатывать, кроме зависти должно вызывать у обывателя и положительные эмоции. Похоже, несмотря на апокалиптические прогнозы развития мировой экономики, все еще наполняющие масс-медиа, потребитель находит возможность покупать не только суперполезные высокотехнологичные гаджеты, но и сущие безделицы. А как гласит экономическая теория, профиль потребления формируется в первую очередь не текущими доходами, а экономическими ожиданиями потребителя. Поэтому падение интереса инвесторов к товарам низких ценовых категорий на фоне роста интереса к сегменту необязательных товаров можно расценивать как признак оптимизма и скорого окончания так называемого кризиса. 

Сравнительная динамика индексов в 2008–2012 гг.

Источник: Standartd & Poor's