Жорж де Латур. «Платеж»

Приятно помечтать о сверхмощных авиалайнерах российского производства, утирающих нос западным конкурентам. Или о созданных отечественными разработчиками умных машинах, которые посеяли панику среди международных автоконцернов. Но пробуждение от этого сладкого сна всякий раз возвращает к суровой реальности, в которой попытки инновационного прорыва неизменно заканчиваются фарсом. В чем дело?

Думаю, проблема российских инноваций – в нашем упорном нежелании их просчитывать.Техническая, инженерная сторона разработок превалирует над коммерческой. А должно быть наоборот: важны не сногсшибательные характеристики каких-нибудь литий-ионных аккумуляторов, а сколько они будут стоить. Ваши издержки, издержки ваших поставщиков, технологии и рынки сбыта, финансовые возможности потребителя – вот что главное.

Японцев, например, это интересует в первую очередь. Они с жаром обсуждают ключевой для них вопрос цены: вот эта штуковина через год будет стоить миллион, через пять лет – полмиллиона, а через десять лет – четверть миллиона. Toyota или Mitsubishi собирают вместе своих многочисленных поставщиков и говорят: «Ребята, а давайте спроектируем и произведем автомобиль стоимостью $10 тысяч». И этот коллективный разум при помощи сложной, но эффективной координации начинает творить чудеса. Оказывается, что там железо может быть легче, а здесь удастся сэкономить за счет удешевления пластмассы. Важно, что перед людьми стоит понятная цель: сделать перспективный продукт доступным для рынка.

Такой ход мысли чужд российским передовикам инновационного фронта. 

Крохоборство не для нас. Опытное производство, для которого сгодилась бы трехкомнатная квартира, размещается в просторных заводских цехах.

Там, где должна учитываться каждая копейка, никто не считает рубли. И этому немало способствует расхожее представление о том, что компания становится современной только потому, что в ней внедрена какая-нибудь дорогущая технология или установлено новейшее оборудование – вне зависимости от квалификации персонала.

Надувать щеки и осваивать бюджеты, да еще при активной поддержке государства, куда интереснее, чем производить скрупулезные экономические расчеты. Если обратиться к отцу российской нанореволюции Анатолию Чубайсу или Михаилу Прохорову, инвестору гибридного «Ё-мобиля», мы не услышим от них убедительных слов о построении системы сбыта или поэтапном снижении себестоимости. Хотя в ту же наноиндустрию вкладываются миллиарды долларов. 

К сожалению, у нас нет понимания инноваций как продукта сложного взаимодействия R&D-специалистов, маркетологов, финансистов и поставщиков, приводящих сырую идею в соответствие с возможностями рынка. Менеджеры и инвесторы у нас, как правило, больше увлечены наукой, идеей технического совершенства. Хочется всех их спросить: господа, а не пора ли начать считать деньги?