Вадим Степанов © Григорий Сысоев / ИТАР-ТАСС
На днях стало известно, что владельца группы компаний «Терволина» Вадима Степанова будут судить за мошенничество с участками лесного фонда и нанесение ущерба государству в 1 млрд рублей. Это далеко не первый случай, когда известный предприниматель, имеющий давно существующий легальный бизнес, попал в число «черных девелоперов».
А туда попасть немудрено – путей много. Кто-то полагает, что хотя бы половина проектов строится без явных нарушений законов и подзаконных актов. Увольте! Во-первых, мы не в Великобритании, где веками создавалась практика земельных и имущественных отношений. У нас то, что вчера было нормально, сегодня может оказаться незаконным. Так, например, на территории Новой Москвы вчера вступили в силу московские практики ведения документооборота по строительству и землепользованию. Несколько лет назад газовую трубу могли проложить гастарбайтеры, и при этом без вопросов газовое хозяйство принималось в эксплуатацию государственным учреждением. Сегодня это уже не нормальная (не скажу, что неприменяемая!) практика. Или ливневая канализация. Сначала о ней вообще никто не думал, потом она стала нормой на территории строящегося коттеджного поселка, и появились правила, в соответствии с которыми и за периметром девелопер должен эту ливневую канализацию обеспечить. Как при этом ведет себя девелопер, если проектом он занят уже пять лет и ни в каком страшном сне такие изменения нормативов ему и не снились?
Один уважаемый мною профессионал строительного дела, покидая этот бизнес, заявил мне, что не может этим заниматься, так как «не хочет больше людей обманывать». Я спросил его: «Почему?» Ведь если не уверен в суммах, можно предусмотреть заведомо завышенные накладные расходы, а если в сроках, то перезаложиться и в своих обязательствах указать срок, на год или более завышенный. И товарищ мой ответил, что ситуация может оказаться настолько непредсказуемой (посадили районного руководителя, реформируют регистрационный орган, красными флажками обложили и вымогать начали), что «обещать – все равно означает обмануть».
Как может нормальный человек что-то гарантировать, если он – коммерсант, а его проект может оказаться конкурентом тому, что строит неподалеку мама главы района (бывшего зама губернатора) в компании с супругой его зама? Или рядом свои планы имеет на развитие территории депутат областной Думы, сегодня пересевший в кресло Думы Государственной? При всем моем уважении к Елене Батуриной, предприниматели, отказывавшиеся в ее интересах покинуть свои площадки, говорили потом «я сделал большую ошибку» и становились девелоперами в Ростове и Калининграде. И если кто-то что-либо значительное строит, то наличие пары вялотекущих уголовных дел в его адрес даже не говорит о его злодеяниях.
То есть, по моему мнению, it goes with the job: не хочешь, чтобы в тебя стреляли – не ходи в армию. Представляется, что не хочешь стать серым или черным девелопером – нечего вообще становиться девелопером. Это же, в конце концов, осознанный выбор взрослого человека, не так ли?
Абсолютной фантасмагорией выглядит история Виктора Холода и снесенного дома в Вешках. Из незаконно построенного дома выселили семьи, реальных людей, пожилых в том числе, детей и беременную женщину! Человек давал интервью в парике с усами и черной бородой – жуткая карикатура, осквернение образа строителя и предпринимателя. Я не знаю Холода, ни за него, ни против слова не скажу здесь, но ведь построенный им дом виден из окон местной администрации. Ведь он большой дом построил, распродал, и люди въехали до того, как кто-то это вдруг заметил. И пострадали люди. А вот бизнес-центр в Гольево, убежден, незаконный при судом отмененных документах, стоит, и никто не видит. Его вообще, по-моему, из окон администрации Московской области невооруженным глазом видно. А ведь в отличие от дома в Вешках никаких пострадавших семей не будет и беременную не надо будет толкать. Или с Речником история: опять семьи, дети при отключенном отоплении по льду носят уголь, дрова. А вот поселок, незаконно построенный структурой, частично принадлежащей правительству Москвы, сданный в аренду иностранцам, стоит как ни в чем не бывало.
И облетел на вертолете Собянин Новую Москву, ужаснулся домам, строящимся в чистом поле, отсутствию всякой инфраструктуры, единой концепции, безобразному отношению к жителям Ленинского района, к градостроительным нормам. Я на сто процентов разделяю его гнев! Только знаю, что пострадают опять девелоперы, пополнятся их фамилиями списки «черных». Возможно, и даже скорее всего, в сложное положение дольщики попадут. Но ведь это же кто-то допустил! Ведь как в последний день Помпеи, выдавались самые немыслимые разрешения местной (Ленинского района МО) администрацией. Уголовных дел не счесть, заместителя задержали, а с главы района как с гуся вода.
Не там мы злодея ищем. Забываем, что даже если чем и злодей, да ведь он созидал, строил. Для людей, в конце концов. А у нас кампания по сносу незаконно построенных многоквартирных домов в Подмосковье. Если суд решил сносить – так, конечно, тому и быть. Но вот мне видится, что строили-то их законно. Имею право на своем участке построить себе дом? Имею. Имею право большой или даже огромный построить? Имею. А планировку внутри сделать такую, что похож он на многоквартирный? Почему нет? Имею право по Гражданскому кодексу продать то, что мне по праву собственности принадлежит? Именно так! А частями? Безусловно! Или если на фирму оформил дом, могу же доли в фирме реализовать? Полный вперед. Мы, в компании Penny Lane Realty НИКОГДА не продавали подобных сомнительных вещей, но вот считать такого горе-строителя преступником я причин не нахожу.