© EPA / ИТАР-ТАСС

Прошедший вчера «киберпонедельник», организованная акция шести онлайн-ритейлеров, имеет все шансы запомниться надолго и стать очередным подтверждением того, что, прежде чем браться за подобные вещи, надо их хорошо продумывать.

По сути, цели участников «киберпонедельника» были понятны: праздники далеко, надо поднимать трафик, почему бы не объединиться. Вот только одно это уже было рискованно – сегодня если кто-то из потребителей подаст в ФАС, то все компании будет легко обвинить в ценовом сговоре: за факт проведения крупными игроками рынка единовременной акции, пускай даже и с разными условиями, наша ФАС легко может привлечь за уши к ответственности, и компаниям придется долго отбиваться. Причем с учетом нынешнего скандала с ценами, когда выяснилось, что ряд участников повышали цены, прежде чем их «понизить», подавать в ФАС сам бог велел. На месте покупателей я бы уже писал туда жалобу, а не обвинял онлайн-ритейлеров по-мелкому в микроблогах. Ну, кто оттуда обо всем узнает? Тысяча покупателей? Это на фоне проведения акции мелочевка.

А так, к сожалению, ситуация, когда продавец устраивает липовые акции, у нас считается нормальной, хотя и в кавычках. Это позволяет делать клиент, который верит в скидки в 70%, хотя простая логика говорит нам, что это невозможно. Такая скидка может идти только от производителя, у ритейлера ей взяться просто неоткуда, у него нет таких возможностей снижения издержек. Поэтому на Западе понятно, откуда она берется, а у нас – нет. Я лично верю в скидку, только если она в сравнительной табличке Excel. И до тех пор, пока самый рядовой покупатель не будет относиться к ней так же и проводить хотя бы простейший анализ предложений на рынке, у нас будут фейковые акции. У нас же обманывают, потому что народ сам рад обманываться, так как слишком велика любовь к халяве. Снова лишний повод вспомнить нам менталитет и сказки: Иванушка ничего не делал, получил полцарства и царевну, Емеля только и сделал, что щуку поймал, и т.д.

В данном случае большой минус компаниям, которые умудрились попасться – берясь за такое дело, надо выбирать редкие товары, у которых нет бенчмарка. Однако если же потребители не отреагируют на «киберпонедельник» соответствующими жалобами, то даже нельзя будет сказать, что нынешний случай как-то повредит репутации участников. Липовые акции – больно распространенная практика, и многие организуют их годами, оставаясь безнаказанными. Будут оставаться и дальше.