Аркадий Гайдамак © ИТАР-ТАСС / PHOTAS
Пока весь мир с изумлением наблюдал за футбольными страстями в Египте, где суд приговорил к смертной казни болельщиков-хулиганов, в Израиле разворачивалась собственная футбольная драма. Израильский олигарх российского происхождения Аркадий Гайдамак решил разбавить состав своего футбольного клуба «Бейтар» новыми игроками. С сияющим лицом бывший олигарх и несостоявшийся мэр Иерусалима (Гайдамак баллотировался на эту должность в 2008 году) объявил о том, что прикупил себе в команду 23-летнего Заура Садаева и 19-летнего Джабраила Кадаева из грозненского клуба «Терек».
Этому сообщению предшествовала увеселительная поездка клуба «Бейтар» в Грозный, который израильское телевидение охарактеризовало как «Дубай Северного Кавказа». Игрокам «Бейтара» в кавказской версии Дубая было явно неуютно – в Израиле не то чтобы пристально следили за отношениями России и Чечни, но кое-что о недавней войне здесь слыхали. В интервью футболисты опасливо рассказывали, что «футбол, он, конечно, и в Африке футбол», а самое главное – это вообще «спортивный дух», а не какие-то мелкие этнические или политические разборки. Цель поездки никто не скрывал. «Бейтар» поехал обольщать известного бизнесмена Тельмана Исмаилова, который проявил интерес к клубу и, как сообщает пресса, обдумывает возможность его приобретения.
Игра состоялась, Рамзан Кадыров дал интервью израильскому телевидению и, казалось бы, все остались довольны. Особенно игроки, которые вернулись домой целыми и невредимыми. Кстати, Рамзан Кадыров не впервые проявляет интерес к еврейскому государству. Несколько лет назад завязалась тесная связь между деревней Абу-Гош близ Иерусалима и чеченским руководством. Местные жители, которые всегда считались арабами, вдруг обнаружили у себя чеченские корни, мэр деревни поехал в Грозный и вернулся оттуда с портретом Кадырова и финансированием для новой мечети и чеченского культурного центра. Сейчас в деревне заканчивается строительство мечети, которая должна стать одной из самых больших в Израиле, так что если вдруг чеченский президент соберется посетить Святую землю, ему будет где совершить намаз в привычной обстановке.
По возвращении из Грозного Гайдамак обрадовал состав и болельщиков иерусалимского клуба пополнением и заказал Зауру и Джабраилу билеты на самолет. Футбольные фанаты «Бейтара» не совсем поняли рассказ про кавказский Дубай и спортивный дух и решили не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. То есть обрушили шквал проклятий на стриженые головы футболистов-мусульман. Досталось и Аркадию Гайдамаку, а также всем его родственникам и родственницам по материнской линии.
Дело в том, что несмотря на спортивный дух, национальная тема на матчах, в которых участвует «Бейтар», звучит весьма и весьма остро. Болельщики «Бейтара» – самые фанатичные и ксенофобские из всех болельщиков Израиля, и эмоций своих они скрывать не привыкли. Чернокожие футболисты из-за рубежа, а также израильские арабские команды не раз испытывали на себе проявления экстремизма и расизма. На этот раз болельщики сочли, что руководство клуба перешло незримую красную черту, пригласив играть за клуб не кого-нибудь, а чеченцев-мусульман.
Эли Коэн, тренер «Бейтара», пытался смягчить обстановку и пояснил, что «европейские мусульмане отличаются от ближневосточных». Это заявление вызвало повышенный интерес у местной и зарубежной прессы, которая попросила у Коэна объяснить, в чем именно заключаются отличия, но тот, видно, понял, что слова, в отличии от футбола, это не его стихия, и умолк. В общем, играть Зауру и Джабраилу пришлось не только под проливным дождем, но и под потоком откровенной ненависти, которая царила на стадионе.
Разумеется, после игры футболисты «Бейтара» сделали болельщикам-фанатам строгий выговор, полиция даже кого-то арестовала. Но совершенно очевидно, что эти меры – как таблетка от головной боли при тяжелой хронической болезни. Если руководство клуба, равно как и футболисты, годами терпели проявления расизма по отношению к чернокожим или мусульманским игрокам, то трудно представить, что в случае с чеченцами эта проблема каким-то магическим образом вдруг разрешится, и болельщики, которые годами привыкли проклинать арабов, палестинцев, мусульман и всех, кто с ними связан, вдруг одумаются и начнут изъясняться исключительно политкорректным языком.
Все объяснения руководства «Бейтара» о том, что речь идет о «незначительной группке фанатов и хулиганов» тоже звучат не очень убедительно. Разумеется, как и в любой другой стране, есть вменяемые болельщики, которых интересует сама игра. Но есть и те, кто использует футбол для хулиганства, насилия и бесчинств. Совершенно очевидно, что, как и в Египте, где в условиях безвластия футбольное насилие приобретает новые пугающие масштабы, израильские болельщики также являются частью своего общества, которое годами равнодушно наблюдало за расистскими речевками и граффити с призывами к смерти тех или иных национальных или религиозных групп.
Несколько месяцев назад министерство внутренней безопасности Израиля опубликовало план по борьбе с проявлением «фанатизма и насилия» во время футбольных матчей. Суть этой программы сводилась к тому, чтобы футболисты проводили разъяснительные беседы с болельщиками и старались «сделать их частью клуба». Но, возможно, разъяснительные беседы должны начаться гораздо раньше, в школах, в детских спортивных клубах и секциях, в армии, в колледжах и университетах. Основы расизма и экстремизма закладываются не в 20–30–40 лет, а гораздо раньше. Кроме того, всегда можно ограничить доступ болельщиков-хулиганов к стадиону, увеличить штрафы, усилить присутствие полиции на матчах. Как показывает английский опыт, футбольное хулиганство в его различных проявлениях можно победить. Стоит только этого очень захотеть.