Представьте, что вы бессмертный граф Сен-Жермен и в 1900 году вам пришла в голову идея вложить деньги в портфель акций, торгующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже. Предположим, что вы постоянно реинвестируете вашу прибыль в акции той же биржи на протяжении всех 113 лет. Какова будет реальная доходность ваших инвестиций к 2013 году? Если верить последнему ежегоднику инвестиционной доходности Credit Suisse и Лондонской бизнес-школы (pdf), ваши активы выросли бы в 952 раза в реальном выражении (судя по всему, транзакционные издержки на покупку и продажу акций в расчетах не учитывались).
А что если бы Сен-Жермену захотелось вложиться в акции, торгуемые на Санкт-Петербургской фондовой бирже? Хотя доходность ваших вложений поначалу была бы выше, чем в Нью-Йорке (см. график ниже), в 1917 году вы бы, скорее всего, потеряли все свои деньги, а возобновить торги смогли бы только в начале 1990-х.
Питер против Нью-Йорка: рост стоимости акций, доллары США, 1865–1917 год
Источник: Credit Suisse
Коммунистическая революция и рынок – вещи несовместимые. Как можно видеть из вышеприведенного графика Credit Suisse, биржа в Питере прекратила работу еще до революции – в июле 1914 года, с началом Первой мировой войны. В 1917-м биржа открылась вновь. Цены акций подскочили сразу на 20%. Что-то похожее наблюдалось в Китае в 1949 году, когда после победы коммунистов в гражданской войне произошел рост котировок на Шанхайской бирже. Наивные инвесторы приветствовали победу одной из сторон и окончание связанного с войной хаоса. Впрочем, довольно быстро Владимир Ильич и Мао Цзэдун положили конец этому безобразию и надолго закрыли фондовые рынки.
В 1917 году российская биржа, которая на конец 1899 года составляла 6% от мировой капитализации, в одночасье исчезла, чтобы вновь появиться в виде тоненького нефтяного ручейка в начале 1990-х, что наглядно представлено на следующем графике CS (сейчас нефтегазовые компании создают 55% стоимости российского фондового рынка). К 1990-м годам, когда новые российские и китайские власти компенсировали потери инвестиций части стран и вновь запустили торги акциями, активы иностранных инвесторов потеряли 99% своей текущей стоимости, говорится в докладе CS.
Доли капитализации фондовых рынков 22 стран в мировом фондовом индексе, 1900–2012 год
Источник: Credit Suisse
Стоило ли графу Сен-Жермену обращать внимание на посткоммунистическую Россию или по-прежнему красный Китай, вставший на рыночные рельсы? Наверное, нет. С 1995 по 2012 год российские акции прибавляли в цене в среднем 5% в год, а вот китайские с 1993 года, напротив, дешевели на 2,5% ежегодно. Самыми же доходными в 113-летней перспективе оказались компании ЮАР и Австралии. С 1900 года реальная стоимость акций в двух странах выросла почти в 3000 раз.
Кумулятивная реальная доходность инвестиций в России, 1900–2012 год
Источник: Credit Suisse