© Александр Миридонов / Коммерсантъ

Корреспондент телеканала «Дождь» Антон Желнов встретился с женой опального мэра Москвы Юрия Лужкова, девелопером Еленой Батуриной в Лондоне и расспросил об обвинениях, выдвинутых против нее, и возможности ее возвращения на родину. Slon выбрал самые интересные вопросы и ответы.
О текущем бизнесе

После отставки Лужкова и отъезда семейства в Вену Батурина приобрела офисное помещение в Лондоне и перенесла туда штаб-квартиру. Батурина главным образом занимается недвижимостью, и для этих целей у нее есть два фонда – один в Европе, другой в Северной Америке.

«Что касается бизнеса – это в основном инвестиции в сферу недвижимости, поскольку нам это знакомо».

О благотворительности и гостиничном бизнесе

Кроме этого, она поучаствовала и в благотворительных проектах с помощью своего фонда Be Open, который, как она настаивает, не имеет никакого отношения к бизнесу. Батурина также занимается гостиничным бизнесом.

«Мы владеем четырьмя гостиницами и готовимся приобретать еще. И плюс мы этими гостиницами сами управляем, создаем управляющую компанию, которую в будущем думаем капитализировать на рынке».

О скандале с «посольскими землями»

Батурина настаивает на абсолютной законности приобретения ею так называемых посольских земель (земельных участков на западе Москвы, указом президента Ельцина выделенных для постройки на них посольств Кубы, Индии и Китая, которые компания Батуриной «Интеко» отспорила у государства и выкупила).

«Трудно говорить, что я их приобрела незаконно, это была абсолютно законная сделка. Они (Росимущество. – Slon) пытаются оспорить приватизацию этих земель совхозом, к чему я уж точно не имела никакого отношения, потому что покупала у коммерческой структуры. ‹…› Более того, должна сказать, что оставшуюся, бóльшую часть земель совхоза „Матвеевское“, насколько я знаю, выкупил Абрамович. Поэтому не понимаю, как они собираются опротестовывать само решение о приватизации: земли, на которых сейчас построено „Сколково“, которые Абрамович передал, они тоже были приватизированы незаконно».

О возможном возвращении в Россию

Батурина не зарекается от возвращения на родину, но и не особо стремится назад.

«У меня здесь учатся дети, у меня здесь бизнес, и большого интереса к возвращению, на самом деле, у меня и нет. Это не обида, это точно не боязнь – скорее, некое предостережение самой себе».

Батурина говорит, что осознает, что на родине на нее может быть оказано давление ее оппонентами, участвующими в переделе земельных участков, принадлежащих ей. В этом споре она будет идти до конца, и, если нужно, будет оспаривать свои участки в Европейском суде. Батурина рассказала, что обращалась по этому вопросу к Путину, но ответа не получила, а сам процесс по изъятию у нее земли был инициирован Медведевым.

О Юрии Лужкове

Батурина высказалась в защиту наследия своего мужа, Юрия Лужкова:

«Лужков был очень эффективным менеджером и построил новый город, который мы сейчас видим. Отсутствие индивидуальности нынешней власти я связываю с персоной самого мэра. ‹…› Справедливости ради надо сказать, что при Лужкове такого не было. При Лужкове невозможно было себе представить, что кто-то в ночи, какой-то строитель снес там городскую больницу, которая является памятником архитектуры, и при этом город об этом ничего не знал. Если такое и случалось, то последствием этого было уголовное дело».