Fotolia

В рамках совместного проекта с программой «Рунетология» Slon публикует интервью с представителями российского интернет-бизнеса – предпринимателями, экспертами, создателями стартапов, топ-менеджерами компаний и руководителями отраслевых организаций.

На этот раз основатель крупнейшего европейского фотобанка Fotolia Олег Чельцов рассказывает о том, как сделать популярную и доходную фотографию, могут ли мобильные фотографы конкурировать с профессионалами и каково будущее профессионального цифрового контента.

Полная версия интервью здесь. Послушать интервью без сокращений вы можете на сайте программы «Рунетология».

О рекордных заработках

Самая популярная фотография на Fotolia продалась около 30 тысяч раз. Фотограф в среднем получал от 1 до 2 долларов за каждую продажу. Получается, что с одной фотографии фотограф заработал где-то 60 тысяч долларов.
Самый лучший фотограф на Fotolia зарабатывает больше 100 тысяч евро в месяц. Потенциал есть, если иметь очень креативные и красивые фотографии. Я думаю, что для начинающего фотографа важно не стараться копировать то, что есть. То, что есть, уже есть, и если оно продается, то оно имеет какое-то преимущество. Нужно искать тематики, которые будут не обязательно самыми видимыми на веб-сайте. Например, фото вулкана или цунами, но это очень сложно. Такие фотографии сразу пошли бы, продажи были бы моментально. Если у человека красивая жена или красивые дети, то можно делать хорошие семейные фотографии в саду. Природа продается хорошо, но ее очень много на нашем веб-сайте. Когда вы выложили фотографию, важно подобрать хорошие ключевые слова. Главное – не спамить, важно, чтобы ключевые слова хорошо описали фотографию. В противном случае наша система отклонит эти фотографии. Описание очень важно.

О средних доходах

Да, больше всего людей зарабатывают 200–500 евро. Для человека, который является любителем, это все равно деньги. Человек зарабатывает 5–6 тысяч долларов в год, что позволяет ему покупать новые камеры и новое оборудование. Если доход будет расти, он сможет стать профессионалом. У нас есть люди, которые посылают письма с благодарностями. Они были любителями, и благодаря нам они стали профессионалами. Они бросили свою скучную ежедневную работу и стали фотографами. Таких примеров очень много.

О модели Royalty Free

Человек лицензирует у нас фотографию, и люди могут использовать ее где хотят, сколько раз хотят. Например, если лицензируется фотография на Fotolia, вы можете поставить это же изображение на свой веб-сайт. Можно использовать фотографию где угодно.

О прибыльности бизнеса

Это хороший и прибыльный бизнес с хорошими перспективами. Я думаю, что он еще долго будет продолжать расти. Люди все больше и больше коммуницируют через изображения, сейчас много девайсов, включая iPhone, iPad, и все они имеют картинки. Реклама с картинками преследует нас повсюду. Facebook – это просто фотографии. Люди показывают друг другу фотографии, они показывают свою жизнь через фотографии. Pinterest – люди показывают свои интересы через фотографии. Изображения – это глобальная вещь, которая будет продолжаться. Нет причин, почему у нас может остановиться рост.

О перспективах мобильной фотографии

Профессиональный фотограф, который хочет зарабатывать деньги, должен иметь десятки тысяч фотографий, он должен инвестировать в модели, должен искать красивых людей, должен инвестировать в путешествия. Фотографии на пляжах или в горах очень хорошо продаются. Это бизнес, в который надо вкладывать деньги. Если человек вкладывает деньги в бизнес, он должен получать от этого прибыль, иначе никто не будет вкладывать. В то же время сейчас много фотографий с iPhone, и в будущем мы сделаем кое-что на сайте для фотографов с iPhone. Но мы должны быть аккуратны в таких вещах, чтобы не разрушить бизнес профессиональных фотографов.

О качестве фотографий

Качественные фотографии достаточно сложные. Фотографии, которые пользуются большим спросом, – это фотографии с людьми, и эти люди должны хорошо выглядеть. Получается, нужно иметь моделей, готовить их, нужно иметь дизайнеров, чтобы они были хорошо одеты. Если делать фотографии для бизнеса, то надо иметь какой-то офис, надо, чтобы было все красиво. Если делать фотографии для spa, надо взять в аренду салон, привезти девушку, положить ее и сфотографировать. Все это – инвестиции, а не просто взять iPhone и сделать фотографию. Есть рынок для фотографий из iPhone, но это другие фотографии. Это более жизненные и репортажные фотографии.
Иногда очень простые фотографии продаются. Не обязательно это должно быть искусство. Просто должна быть какая-то идея, например идея любви, сотрудничества или отдыха. Концепция должна быть построена, должны быть нормальные пропорции.

О росте бизнеса

Когда мы начали, пошел большой поток фотографий, но качество было слабеньким, и продаж не было. Мы долго не знали, как сделать так, чтобы наш marketplace начал расти. Но потом мы заключили договоры с самыми большими хостинговыми компаниями Европы, и они начали рекламировать нас. Когда пошли первые продажи, пошел ажиотаж у фотографов. Они начали писать на форумах, что на Fotolia продаются фотографии, и люди начали приходить к нам и открывать аккаунты. Так у нас стали выкладываться более профессиональные фотографии, и качество фотобанка пошло вверх. Мы начали давать больше рекламы через хостинги. Очень помогло то, что мы были первыми на рынке. В интернет-бизнесе очень часто преимущество имеет тот, кто первым вошел на рынок. Только первый игрок может получить это преимущество. Второму нужно тратить миллионы на рекламу.

О фотографиях собачек в красной шапочке

С увеличением количества фотографий становилось все легче и легче. Когда дизайнер приходит на веб-сайт и видит 100 тысяч фотографий, это мало. Нужно, чтобы была изображена вся жизнь через фотобанк. Например, человек приходит и ищет собачку с красной шапочкой и не находит ее. Тогда он больше никогда не придет. Сейчас, я думаю, у нас есть как минимум 10 тысяч фотографий собачек в красной шапочке. 

О регистрации в фотобанке

Нужно просто прийти со своими фотографиями, открыть аккаунт, вставить фотографии. У нас есть люди, которые проверяют качество и легальность фотографий. Если фотография пройдет по нашим критериям, она попадет в наш поиск, и покупатели увидят ее. Например, человек из Ульяновска сегодня может закачать фотографию на Fotolia, завтра продать ее в Токио и получить за это деньги.

О качестве поиска

Для покупателя самое главное – это поиск. У нас ведется большая работа над поиском. Это работа не только над глобальным поиском, но и над региональным. Например, человеку, который будет искать отдых или бизнес-встречу в России, невозможно показывать те же самые фотографии, что и японцу, который будет искать то же самое, потому что на фотографиях будут присутствовать люди разных типов: и африканцы, и китайцы. Для русских будут выдаваться фотографии с русскими людьми, для китайцев – с китайцами. Поиск должен быть региональным. Идеально было бы сразу показывать ту фотографию, которую клиент купит. У нас есть сложные алгоритмы, которые разрабатываются для улучшения поиска, для того чтобы мы были уверены в том, что мы показываем идеальные варианты для всех покупателей.

О росте конкуренции среди фотографов

Мы растем быстро, и мы продолжаем платить много денег, особенно фотографам, которые присылают нам много изображений, которые имеют хорошие позиции в поиске, потому что у них хорошие фотографии. В долгосрочной перспективе это может стать проблемой. Если будут миллионы фотографов и рост бизнеса будет меньше, тогда в среднем выплата может стать чуть меньше. Когда это произойдет, будет две системы – либо у нас будет возможность поднять стоимость фотографии и поднять выплату фотографам, либо будут зарабатывать только самые лучшие фотографы, то есть конкуренция будет суровой. Мы сейчас выплачиваем около 35–40 миллионов долларов комиссии в год, и эти деньги делятся между фотографами. Один хороший фотограф может взять достаточно большую часть этих денег.

О будущем фотобанков

Я думаю, что нас ждет хорошее будущее. У нас рост 30–40% в год, и я не вижу причин, по которым рост может остановиться в будущем. Я думаю, что мы будем продолжать расти. Будет несколько типов сервисов для фотографий. Фотографии – это то, что все любят, все хотят быть фотографами, и все становятся фотографами с помощью телефонов и других девайсов. Профессиональная и красивая фотография остается чем-то уникальным, это все равно искусство, и, как для всего искусства, нужно иметь талант, и этот талант через Fotolia можно монетизировать. Сейчас все больше девайсов, и каждый человек имеет несколько компьютеров дома, везде видит изображения, и я думаю, что рынок будет расти.

 Полный текст интервью

Максим Спиридонов: Стремительное удешевление фототехники, появление фотокамеры в мобильном телефоне – все это сделало вход в профессию фотографа простым до примитивности. Новое поколение фотографов, как настоящих, так и мнимых, думающих, что они фотографы, порождает не только шутки на свой счет, но и новые бизнесы. Одним из направлений, которое развилось в последние 10–12 лет, стали фотобанки разных типов, то есть возможность продавать свои фотографии как профессиональным, так и непрофессиональным покупателям. В этом выпуске у нас в гостях основатель одного из крупнейших фотобанков мира Fotolia Олег Чельцов.
Появление фотобанка пришло из увлечения или из осознания, что это потенциально хороший бизнес?
Олег Чельцов: Из увлечения.
– Как фотограф, вы на сегодня практикуете? Продаете ли?

– Да, на Fotolia я продаю фотографии. Одна из моих фотографий – это один из хитов, который хорошо продается.
– Что значит «хорошо продается»?
– На Fotolia хорошая фотография продается тысячи раз в год.
– Какую прибыль с одной фотографии может получить фотограф, работая с фотобанком?
– Самая популярная фотография на Fotolia продалась около 30 тысяч раз. Фотограф в среднем получал от 1 до 2 долларов за каждую продажу. Получается, что с одной фотографии фотограф заработал где-то 60 тысяч долларов. 
– Каковы тематики популярных фотографий?
– Это все, что касается бизнеса, то есть встречи, переговоры, люди, которые жмут друг другу руки. Также это фотографии на тему семьи, отдыха. Например, есть много фотографий для spa. Люди, которые делают веб-сайты, создают сайты с помощью этих фотографий. Весь бизнес, который есть в мире, нуждается в фотографиях, и их можно найти на Fotolia.
– Получается, основной покупатель – это рекламное агентство либо малый и средний бизнес, которые покупают фотографии для собственных рекламных материалов. 
– Да, точно.
– Откуда возникла идея фотобанка? 
– Идея возникла из Amen. Нам каждый день звонили люди с вопросами, где взять фотографии для дизайна сайта. В те времена было тяжело найти хорошие фотографии за приемлемые деньги. Надо было платить по 300 долларов за одно изображение. И мы сделали сервис Fotolia. Быстро пошел поток фотографий, потому что было очень много фотографов, которые хотели, но не могли продавать свои фотографии. Ведь раньше профессиональные фотографы работали только в агентствах, таких как Getty Images. Фотографы получали зарплату. 
– Я правильно понимаю, что на тот момент большинство фотобанков брали в штат хороших фотографов и продавали фотографии за огромные деньги?
– Да.
– Компании типа Fotolia – ShutterStock, iStockphoto и иже с ними возникли позже? 
– Они возникли чуть раньше нас, но в Америке. Когда мы начали создавать нашу компанию, мы про них не слышали. Там были типично американские фотографии. У нас был европейский подход. Мы сразу сделали три языка: английский, немецкий и французский, поэтому к нам пошел большой поток американских и европейских фотографий, и это дало нам преимущество. 
– Вы работаете по лицензии Royalty Free? 
– Да. Это значит, что человек лицензирует у нас фотографию и люди могут использовать ее где хотят, сколько раз хотят. Например, если лицензируется фотография на Fotolia, вы можете поставить это же изображение на свой веб-сайт. Можно использовать фотографию где угодно.
– Такая модель работы, когда фотографы сдают на реализацию фотографии в фотобанк, доминирует на сегодня в мире? Умирает ли модель типа Getty?
– Да, я думаю, она потихоньку умирает, им будет тяжело выжить. С другой стороны, Getty делает rights-managed бизнес. Получается, что это эксклюзивная фотография, которую можно взять, чтобы сделать рекламу на телевидении или на баннерах. Когда вы ее лицензируете, вы будете уверены в том, что никто другой не будет иметь эту фотографию. Вы покупаете эксклюзив.
– Они строят бутик?
– Да, это бутик для дорогих фотографий. Все, что будет Royalty Free, – это изображения, которые нужны 99 процентам людей. 
– Я перечислил несколько крупных фотобанков. Достаточно ли полно сформирована среда, если говорить о мировой сцене? Мы говорили об iStockphoto, Fotolia, Dreamstime и ShutterStock. Надо ли еще кого-то добавить?
– Три главных игрока – это iStockphoto, Fotolia и ShutterStock, а другие меньше.
– При этом каждый из названных – это уже десятки миллионов фотографий.
– Да, около 20. У нас больше 20 миллионов фотографий.
– Не означает ли это, что достигнут некий предел, профицит, что из-за огромного количества профессиональных фотографий обесценивается труд фотографов и фотографии становятся очень дешевыми?
– Они становятся дешевыми, но мы стараемся давать хорошую прибыль фотографам. Это очень важно, потому что хорошие фотографии случайно не получаются, сначала надо сделать какие-то вложения, например купить классную фототехнику. 
– Как бизнес Fotolia чувствует себя неплохо?
– Это хороший и прибыльный бизнес с хорошими перспективами. Я думаю, что он еще долго будет продолжать расти. Люди все больше и больше коммуницируют через изображения, сейчас много девайсов, включая iPhone, iPad, и все они имеют картинки. Реклама с картинками преследует нас повсюду. Facebook – это просто фотографии. Люди показывают друг другу фотографии, они показывают свою жизнь через фотографии. Pinterest – люди показывают свои интересы через фотографии. Изображения – это глобальная вещь, которая будет продолжаться. Нет причин, почему у нас может остановиться рост.
– Вы сказали, что фотографии на iPhone не могут конкурировать с работами профессионалов?
– Профессиональный фотограф, который хочет зарабатывать деньги, должен иметь десятки тысяч фотографий, он должен инвестировать в модели, должен искать красивых людей, должен инвестировать в путешествия. Фотографии на пляжах или в горах очень хорошо продаются. Это бизнес, в который надо вкладывать деньги. Если человек вкладывает деньги в бизнес, он должен получать от этого прибыль, иначе никто не будет вкладывать. В то же время сейчас много фотографий с iPhone, и в будущем мы сделаем кое-что на сайте для фотографов с iPhone. Но мы должны быть аккуратны в таких вещах, чтобы не разрушить бизнес профессиональных фотографов.
– Вы правы в том, что веб сейчас активно движется в сторону изображений. Действительно, то, как меняется интерфейс Facebook, то, как растут иные image-ориентированные проекты, показывает это. Не означает ли это, что постепенно от обилия этих изображений и наличия доступной и качественной фототехники под рукой у каждого человека сам бизнес фотобанков размоется, поскольку фото будет везде и всегда и почти не будет смысла покупать его?
– Я так не думаю. Качественные фотографии достаточно сложные. Фотографии, которые пользуются большим спросом, – это фотографии с людьми, и эти люди должны хорошо выглядеть. Получается, нужно иметь моделей, готовить их, нужно иметь дизайнеров, чтобы они были хорошо одеты. Если делать фотографии для бизнеса, то надо иметь какой-то офис, надо, чтобы было все красиво. Если делать фотографии для spa, надо взять в аренду салон, привезти девушку, положить ее и сфотографировать. Все это – инвестиции, а не просто взять iPhone и сделать фотографию. Есть рынок для фотографий из iPhone, но это другие фотографии. Это более жизненные и репортажные фотографии.
– По ходу разговора я размышляю о том, какую роль сегодня играют фотобанки и как они будут развиваться. Я понимаю, что ответ мог бы быть следующим. Фотобанки – это сервисы не фотографий, а сервисы для фотохудожников. Художник – это штучный товар.
– Да, это точно, это сервисы для фотохудожников и дизайнеров, для людей, которые используют этот товар, чтобы делать красивые вещи. Почему люди не ходят на Flickr, чтобы просто скачивать фотографии? Потому что это нелегально, и использовать фотографию без лицензии опасно для бизнеса. Из этих фотографий 99% – это просто дома, дни рождения, животные и так далее. Это не то, что ищут дизайнеры. Они ищут что-то уникальное, то, что помогло бы им передать идею через фотографию, а такие фотографии достаточно сложно найти и сделать.
– Вернемся к жизни Fotolia как бизнеса. Насколько равномерно рос проект? Был ли взрывным старт? Какие были этапы?
– Когда мы начали, пошел большой поток фотографий, но качество было слабеньким, и продаж не было. Мы долго не знали, как сделать так, чтобы наш marketplace начал расти. Но потом мы заключили договоры с самыми большими хостинговыми компаниями Европы, и они начали рекламировать нас. Когда пошли первые продажи, пошел ажиотаж у фотографов. Они начали писать на форумах, что на Fotolia продаются фотографии, и люди начали приходить к нам и открывать аккаунты. Так у нас стали выкладываться более профессиональные фотографии, и качество фотобанка пошло вверх. Мы начали давать больше рекламы через хостинги. Очень помогло то, что мы были первыми на рынке. В интернет-бизнесе очень часто преимущество имеет тот, кто первым вошел на рынок. Только первый игрок может получить это преимущество. Второму нужно тратить миллионы на рекламу.
– Через какое время после старта бизнес встал на рельсы?
– На рельсы он встал через полтора года после старта. До этого было тяжело. Ведь вкладывали свои деньги. Но с увеличением количества фотографий становилось все легче и легче. Когда дизайнер приходит на веб-сайт и видит 100 тысяч фотографий, это мало. Нужно, чтобы была изображена вся жизнь через фотобанк. Например, человек приходит и ищет собачку с красной шапочкой и не находит ее. Тогда он больше никогда не придет. Сейчас, я думаю, у нас есть как минимум 10 тысяч фотографий собачек в красной шапочке. 
Количество и качество фотографий увеличилось, и мы достигли какого-то минимума. Люди, которые приходили с рекламы, которую мы делали через веб-хостинги, получали удовольствие. Они приходили, вводили в поиск ключевые слова и видели красивые и дешевые фотографии. После полутора лет была достигнута окупаемость. Мы не зарабатывали деньги, но мы и не теряли их. 
Сколько было потрачено на запуск компании?
– Сейчас кажется, что это копейки. Мы потратили 700 тысяч евро до того, чтобы стать окупаемыми.
– В процессе развития вы наблюдали за своими конкурентами. Также росли ShutterStock, iStockphoto и другие. Вы как-то отстраивались от них? Чем вы отличаетесь от них сегодня?
– Наши изображения более глобальные и более европейские. Если брать европейскую страну, например Германию, Францию, Польшу, Россию, то на Fotolia покупатели найдут самые подходящие фотографии. Вторая вещь, которая нас отличает, – это то, что iStockphoto продает только по одной фотографии, то есть вы не можете купить абонемент. Вы можете купить одну фотографию, потом вторую и третью. У ShutterStock есть абонемент, когда вы платите в месяц 250 долларов. У нас вы можете сделать и то, и другое. Вы можете купить либо одну фотографию, либо взять месячный абонемент. Третья разница заключается в том, что мы чуть дешевле обоих.
– Могли бы рассказать, как вы работаете с двумя портретами ваших пользователей? Первый портрет – это фотограф, второй – это покупатель.
– Для фотографа мы стараемся делать разные улучшения, чтобы ему было легче выставлять фотографии, вставлять ключевые слова.
– Любой человек может прийти и стать вашим фотографом? 
– Любой.
– Что требуется для этого?
– Ничего. Нужно просто прийти со своими фотографиями, открыть аккаунт, вставить фотографии. У нас есть люди, которые проверяют качество и легальность фотографий. Если фотография пройдет по нашим критериям, она попадет в наш поиск, и покупатели увидят ее. Например, человек из Ульяновска сегодня может закачать фотографию на Fotolia, завтра продать ее в Токио и получить за это деньги.
– Каковы критерии качества? Чем руководствуются ваши модераторы? Исключительно художественным вкусом? 
– Первый критерий – это легальность, то есть нельзя, чтобы было видно марки, например, Apple или Coca-Cola. Это запрещено. Второй критерий – нужны контракты с людьми, которые дают права лицензировать и продавать эти фотографии.
– Если на фотографии есть человек, то необходимо с ним заключить письменное соглашение?
– Да. Образец письменного соглашения можно найти на нашем веб-сайте.
– В какой форме вы его принимаете?
– Отсканированная копия. Иногда очень простые фотографии продаются. Не обязательно это должно быть искусство. Просто должна быть какая-то идея, например идея любви, сотрудничества или отдыха. Концепция должна быть построена, должны быть нормальные пропорции.
– Хорошо. Поговорим о другой стороне баррикады – о покупателе. 
– Для покупателя самое главное – это поиск. У нас ведется большая работа над поиском. Это работа не только над глобальным поиском, но и над региональным. Например, человеку, который будет искать отдых или бизнес-встречу в России, невозможно показывать те же самые фотографии, что и японцу, который будет искать то же самое, потому что на фотографиях будут присутствовать люди разных типов: и африканцы, и китайцы. Для русских будут выдаваться фотографии с русскими людьми, для китайцев – с китайцами. Поиск должен быть региональным. Идеально было бы сразу показывать ту фотографию, которую клиент купит. У нас есть сложные алгоритмы, которые разрабатываются для улучшения поиска, для того чтобы мы были уверены в том, что мы показываем идеальные варианты для всех покупателей.
– У вас над поисковой системой работают люди в разных языковых сегментах?
– Да.
– И в разных случаях действует разный алгоритм поиска?
– Это один алгоритм, который работает по-разному для каждой страны. Мы знаем, русское или американское изображение, и это дает какой-то коэффициент для алгоритма. Мы смотрим региональные продажи, количество просмотров. Все это мы анализируем и узнаем, какое изображение лучше показать в стране.
– Платить можно банковскими карточками и PayPal?
– Да, также можно использовать системы электронных платежей, в частности Webmoney. 
– Покупок из России у вас много?
– Россия у нас растет. Единственная проблема России – это то, что люди привыкли скачивать фотографии бесплатно. Я думаю, что средние и большие корпорации понимают, что это важно, особенно если у них есть рынок за рубежом. Они понимают, что могут быть проблемы, если изображение на сайте будет нелегальным. Мы собираемся в этом году открыть настоящий филиал в России, чтобы люди могли платить в рублях.
– Вы авансом выходите на рынок или он уже дает надежды и приносит достаточные деньги?
– Есть надежды.
– Кроме фотографий, у вас на сайте представлены видео, векторные рисунки. Как я понимаю, фотографии занимают основной процент дохода.
– Да, но видео стоит дороже. Даже если объем меньше, все равно оборот в видео немаленький. Я думаю, что видео будет расти в будущем. 
– Какого характера видео покупают?
– Это стоковое видео. Например, вам нужно посмотреть, как самолет улетает, или вы хотите увидеть ночной вид Нью-Йорка, фейерверки. Это маленькие видео, которые можно вкладывать в другие видео и делать монтаж.
– Понятно. Возвратимся к теме фотографа, раз мы говорим с вами как с человеком, который глубоко в теме. Можете дать какие-то рекомендации начинающим фотографам? Таких, я думаю, среди слушателей нашей программы немало? Как начать продавать свои фотографии и на что рассчитывать?
– Все зависит от количества и качества фотографий. Самый лучший фотограф на Fotolia зарабатывает больше 100 тысяч евро в месяц. Потенциал есть, если иметь очень креативные и красивые фотографии. Я думаю, что для начинающего фотографа важно не стараться копировать то, что есть. То, что есть, уже есть, и если оно продается, то оно имеет какое-то преимущество. Нужно искать тематики, которые будут не обязательно самыми видимыми на веб-сайте. Например, фото вулкана или цунами, но это очень сложно. Такие фотографии сразу пошли бы, продажи были бы моментально. Если у человека красивая жена или красивые дети, то можно делать хорошие семейные фотографии в саду. Природа продается хорошо, но ее очень много на нашем веб-сайте. Когда вы выложили фотографию, важно подобрать хорошие ключевые слова. Главное – не спамить, важно, чтобы ключевые слова хорошо описали фотографию. В противном случае наша система отклонит эти фотографии. Описание очень важно.
– Как делится доход от продажи фотографий? Сколько берет себе Fotolia и сколько получает фотограф?
– Это зависит от того, эксклюзивный это фотограф или нет. Если эксклюзивный, то будет где-то 50 на 50. Если не эксклюзивный, то мы забираем себе 70%.
– Не эксклюзивный фотограф – это тот, кто размещается еще и в других банках?
– Да.
– А как вы это контролируете?
– Если не эксклюзивно, то контролировать не надо. У нас есть софт, с помощью которого мы находим копии. Иногда мы проводим такие тесты для эксклюзивных фотографов, которые достаточно популярны. Я думаю, что фотографам не следует рисковать, потому что это долгосрочный бизнес. У нас присутствуют люди, которые долгосрочно увлекаются этим, строят свое портфолио, имеют тысячи фотографий, и это постоянный доход для них. Рисковать не стоит, иначе мы просто закроем аккаунт. Если хорошо работать и долгосрочно выкладывать свои работы, можно получать очень приличный доход на Fotolia. Сила этого дохода – это то, что не надо работать каждый день. Ты можешь поехать на отдых, и все равно фотографии будут продолжать продаваться, и ты все равно будешь получать свою комиссию.
– Просто мечта! В справке о компании говорилось, что на Fotolia уже зарегистрировано более 200 тысяч фотографов. Вы назвали еще одну цифру – более 100 тысяч евро дохода у топового фотографа. Сколько из этих 200 тысяч имеют доход, который можно назвать приличным прожиточным минимумом, то есть хотя бы несколько тысяч евро в месяц?
– Прилично – это больше 1500 евро. Таких фотографов несколько тысяч.
– То есть подавляющее большинство зарабатывает относительно немного?
– Да, больше всего людей зарабатывают 200–500 евро. Для человека, который является любителем, это все равно деньги. Человек зарабатывает 5–6 тысяч долларов в год, что позволяет ему покупать новые камеры и новое оборудование. Если доход будет расти, он сможет стать профессионалом. У нас есть люди, которые посылают письма с благодарностями. Они были любителями, и благодаря нам они стали профессионалами. Они бросили свою скучную ежедневную работу и стали фотографами. Таких примеров очень много.
– Продолжим вопрос, заданный ранее, о том, что фотобанков и фотографов становится чрезвычайно много. Растет или падает средний доход фотографа на вашем сервисе?
– Пока что он растет, потому что мы растем быстро, и мы продолжаем платить много денег, особенно фотографам, которые присылают нам много изображений, которые имеют хорошие позиции в поиске, потому что у них хорошие фотографии. В долгосрочной перспективе это может стать проблемой. Если будут миллионы фотографов и рост бизнеса будет меньше, тогда в среднем выплата может стать чуть меньше. Когда это произойдет, будет две системы – либо у нас будет возможность поднять стоимость фотографии и поднять выплату фотографам, либо будут зарабатывать только самые лучшие фотографы, то есть конкуренция будет суровой. Мы сейчас выплачиваем около 35–40 миллионов долларов комиссии в год, и эти деньги делятся между фотографами. Один хороший фотограф может взять достаточно большую часть этих денег.
– Относительно недавно вы получили изрядную инвестицию в 150 миллионов евро на развитие. 
– Да, было 300 миллионов долларов. Мы хотим стать №1 в мире. Я думаю, что потенциальный рост очень большой, поэтому мы взяли большую инвестицию, чтобы продолжить расти и иметь возможность покупать других игроков, которые работают в том же или похожем бизнесе. Например, мы купили французскую компанию, которая продает логотипы, но там действует система тендеров. Покупатель приходит и хочет сделать новый логотип или новый дизайн, он предлагает тендер и говорит, что он будет платить 500 долларов, и просит показать все дизайны. Он получает десятки предложений логотипа, и тот, кто выиграл, получает премию.
– Получается краудсорсинг?
– Да.
– Не боитесь таким образом размыть концепцию? 
– Нет, потому что самое главное – это продолжать продавать нашему клиенту. Наш клиент – это зачастую маленький и средний бизнес, ему нужен дизайн, ему нужны фотографии, видео, иногда логотипы, иногда ему нужно сделать рекламную кампанию для YouTube. Все, что связано со сферой дизайна в малом и среднем бизнесе, – это наш клиент, и нашему клиенту мы будем стараться давать сервис для всего, что ему нужно.
– Реально считаете стать №1 в мире, учитывая сильные позиции ShutterStock? 
– Я думаю, что iStockphoto идет вниз. У них большие проблемы, в компании нет руководства, которое имеет какую-то линию. Они сейчас больше зарабатывают кэш, для них важно зарабатывать каждый год, и они не видят большого роста. ShutterStock – конкурент. Мы начали на два года позже них, и я думаю, что у нас есть большой потенциал по сравнению с ними, особенно в Европе, потому что у нас больше европейских изображений, у нас действуют две системы покупки. Если у вас бюджет 5 долларов, пожалуйста, приходите к нам, и вы сможете скачать фотографию. У ShutterStock надо тратить как минимум 250 долларов в месяц. Если же вам нужен абонемент, вы также можете его взять у нас. В обоих случаях это будет дешевле. Я не вижу причин, почему мы не можем продолжать расти. Они тоже существуют, мир большой. Даже если мы будем №1 в Европе и Азии, то это уже хорошо.
– Могли бы построить футурологический прогноз по развитию фотографий вообще, учитывая то, как дешевеет и совершенствуется фототехника, по распространению фотографий и жизни фотостоков, к которым вы имеете непосредственное отношение?
– Я думаю, что нас ждет хорошее будущее. У нас рост 30–40% в год, и я не вижу причин, по которым рост может остановиться в будущем. Я думаю, что мы будем продолжать расти. Будет несколько типов сервисов для фотографий. Фотографии – это то, что все любят, все хотят быть фотографами, и все становятся фотографами с помощью телефонов и других девайсов. Профессиональная и красивая фотография остается чем-то уникальным, это все равно искусство, и, как для всего искусства, нужно иметь талант, и этот талант через Fotolia можно монетизировать. Сейчас все больше девайсов, и каждый человек имеет несколько компьютеров дома, везде видит изображения, и я думаю, что рынок будет расти.
.