Владимир Ашурков © Евгений Биятов / РИА Новости

Утренний переполох – к главе Фонда по борьбе с коррупцией члена так называемого Координационного совета оппозиции Алексея Навального – и члену все того же совета – Владимиру Ашуркову пришли с обыском следователи. Как заявляют в СК, обыски проводятся с целью обнаружения и изъятия документов, имеющих значение по делу о предполагаемом следствием хищении денег, принадлежавших партии «Союз правых сил». Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту хищения принадлежавшей Навальному компанией «Аллект» денег партии СПС 24 декабря прошлого года. Дело было выделено из уголовного дела о хищении средств в компании «Кировлес». Как ни удивительно, факт предполагаемого хищения относится к 2007 году, а знакомство Навального и Ашуркова состоялось только в 2009 году, когда в то время еще топ-менеджер принадлежащей олигарху Михаилу Фридману со товарищи группы «Альфа» написал еще почти неизвестному блогеру, что готов помогать ему в его антикоррупционных делах.

«Обыск у Володи ведет, наверное, к самому смехотворному из дел, сфабрикованных СК против меня: „делу СПС“. Там все вообще прекрасно: СК заявляет, что я похитил какие-то немыслимые миллионы СПС. Потерпевшего в деле нет. Все руководители разных частей СПС (не очень, кстати, дружные между собой) в один голос говорят: „Да вы охренели! Это же полная чушь“. Немцов. Гозман. Белых. Гайдар. Тем не менее дело вполне себе идет. Пока СК еще не набрался наглости предъявить мне обвинение», – пишет об обысках Навальный.

В интервью «Дождю» Навальный заявил, что обыски связаны с желанием властей развалить работу его фонда.

«Есть постановление следователя о том, что нужно изъять все документы, которые касаются СПС, что просто смешно. Мне кажется, даже следователям это немножко смешно, потому что всем известно, что вся эта история касалась 2008 года, когда я даже не был знаком с Владимиром Ашурковым. И конечно, мы понимаем, что сегодняшний обыск в основном нацелен на то, чтобы просто развалить работу нашего Фонда борьбы с коррупцией, где Владимир Ашурков играет значительную роль, отвечает за финансирование, фандрайзинг, за сбор пожертвований и так далее. Конечно, это такое постоянное терроризирование обысками, допросами и так далее. ‹…› Это такая немудреная тактика власти просто для того, чтобы парализовать работу нашего фонда, затруднить ее, и запугать всех остальных, кто пытается заняться какой-то некоммерческой деятельностью, тем более борьбой с коррупцией. Владимир Ашурков известен тем, что он покинул работу в одной из крупнейших корпораций в России ради работы в нашем фонде. Это такой сигнал всем людям бизнеса – сидите у себя в бизнесе; если вы хотите заниматься какими-то вещами типа борьбы с коррупцией, то ждите обысков».

После пяти часов обыска двое следователей от СК и несколько оперативников в гражданском вышли из квартиры Ашуркова с несколькими коробками. Как выяснил Slon, конфискованы были бумаги, компьютеры, мобильные телефоны и лекарства с витаминами. Владимир Ашурков и его адвокат Вадим Кобзев пообщались с журналистами и рассказали, что согласились завтра явиться без повестки к 14:00 на допрос в здание СК. Сегодня Ашуркова оставили в статусе свидетеля.

«Следователи вели себя корректно, сразу показали постановление на обыск. Они задавали дополнительные вопросы, но все они были связаны только с „Аллект“ и „Союзом правых сил“, хотя я много раз подчеркивал, что не имею отношения к этой истории 2007 года и с Алексеем Навальным познакомился только в 2010-м», – сказал Slon Ашурков.

Больше всего главу Фонда по борьбе с коррупцией возмутило, что следователи уделили такое внимание витаминам.

«Они заявили, что их смущают американские названия на баночках», – усмехнулся он.

Кобзев, который присутствовал при обыске (до его приезда Ашурков даже не открыл полицейским дверь), заметил, что обыск прошел «без такого бардака, было у Алексея Навального».

Сегодня же Следственный комитет пообщался по «делу СПС – Навального» с бывшим членом президиума политсовета «Союза правых сил» Марией Гайдар, которая второй отказалась от дачи показаний на Навального.

«Только что закончился мой допрос. Сначала меня спрашивали про СПС: кто кем руководил, чем занимался, что делала я? Я рассказала, причем заметила, что хозяйственной деятельностью не занималась, – заявила она „Интерфаксу“. – Следователь стал спрашивать про Алексея Навального, про предвыборную кампанию. Я сразу же заметила, что это дело политически мотивировано, поскольку ни у кого из СПС претензий к Навальному нет. Поэтому отказалась от дачи показаний».