© Melchior Ryfell
Бывший президент Франции Николя Саркози готовится переехать в Лондон, чтобы избежать выплат по налогу на сверхбогатых – так пишет The Evening Standard. История русского демократа Депардье меркнет перед такой перспективой. Мне очень близка идея социальной справедливости, к которой склоняется французское правительство, но, к сожалению, власти страны слишком популистски настроены. Это приведет к негативным последствиям.
В мире существует две основные модели, на которых основывается социальное устройство большинства государств. В первой модели основная обязанность государства – следить за безопасностью и за общественным порядком, а в остальном оно обеспечивает наибольшую свободу граждан, тем самым не ограничивая возможности развития и карьерного роста. Государство практически не вмешивается в жизнь человека – в нем все равны перед законом, – и оно выполняет лишь карательные функции. В этой системе очень развиты социальные лифты. Правда, такая система приводит к расслоению общества. Государство не оказывает поддержку безработным, пенсионерам и инвалидам. Подобная модель напоминает естественный отбор в животном мире.
В другой модели государство выстраивает систему, при которой все уравниваются не только в правах, но и в доходах. Чем выше твой достаток, тем выше налоги. В данном случае государство берет на себя заботу о тех, кто не может по тем или иным причинам трудиться и зарабатывать деньги. Социальные лифты в этой модели не работают, так как все население находится примерно на одном уровне.
Конечно, ни в одной стране не используется ни та, ни другая социальная модель в чистом виде. Как правило, правительства пытаются достичь золотой середины, но иногда склоняются ближе то к одной, то к другой модели. Сейчас большинство государств старается оказывать помощь людям с ограниченными способностями, пенсионерам и людям, которые не в состоянии позаботиться о себе сами.
Желание правительства Франции ввести налог на богатых отобьет желание у населения трудиться и зарабатывать деньги. Сейчас одно только планирование этого налога – согласно которому французы, чей годовой доход превышает 1 миллион евро, должны платить подоходный налог по ставке 75%, – уже вызвало волну эмиграции представителей богатой элиты, и никакие разговоры о патриотических чувствах их не смогли удержать. Несмотря на то что здесь работает идея социальной справедливости, у меня возникает опасение, что такая социальная направленность может вызвать массовое тунеядство. Это приведет к уменьшению предпринимательской активности. Этим нововведением правительство не достигнет социальной справедливости, а, наоборот, будет ущемлять права населения с высоким достатком, причем общая сумма собираемых налогов при такой системе будет падать.
Безусловно, большинство граждан поддерживает этот налог, но я считаю, что в политике должен преобладать прагматизм. При этом я уверен, что массового «побега» из Франции не будет: люди либо меньше начнут зарабатывать, либо научатся уходить от налогов. И то и другое негативно отразится на экономике страны. Я считаю правильным введение налога на роскошь. Это справедливо. А вот увеличение налога на доходы ни к чему хорошему не приведет.