© Jason Lee/Reuters
Каждый год в конце января – начале февраля вся великая китайская страна приходит в движение. На самолетах (те, кто побогаче), на поездах, автомобилях и мотоциклах (те, кто победнее) сотни миллионов китайцев перемещаются на свои «малые родины» – места, где живут или жили их родители, где похоронены предки.
Эта многовековая традиция – вернуться в родные края на празднование Нового года по лунному календарю, встретиться с родными и близкими, обнять старушку-маму и старика-отца. В промежутках между Новыми годами китайцу, оторванному от семьи и своей малой родины, только и остается грустить и вспоминать родные края: «Перед постелью вижу сиянье Луны. / Кажется – это здесь иней лежит на полу. / Голову поднял – взираю на горный я месяц; / Голову вниз – я в думе о крае родном» (Ли Бо, «Думы в тихую ночь», перевод В. Алексеева).
Это стихотворение хоть написано и не по случаю Праздника весны (так официально называется Новый год по лунному календарю), но очень точно отражает настроения сотен миллионов китайцев. Для них, зачастую оторванных от родных стен, Новый год представляет собой чуть ли не единственную возможность вырваться с работы и увидеть близких.
Потому что подавляющая часть китайского населения работает не там, где находится отчий дом. Десятки миллионов крестьян трудятся на стройках, фабриках и заводах в лучшем случае за несколько тысяч юаней в месяц. Как правило, без каких-либо социальных гарантий. Живя в общежитиях, в маленьких комнатах или лачугах на несколько человек.
Упрощая схему, в столичных городах трудятся на работах, не требующих высокой квалификации, жители городов среднего размера, в средних и малых городах – крестьяне. В деревнях остаются старые родители, а часто и дети родителей, зарабатывающих юани в городах. Старики и заботятся об этих детях.
Новый год – единственная возможность уехать, хотя бы на несколько дней. В том числе, чтобы увидеть своих детей.
Приехать в родные края надо несколько заранее, а не в канун Нового года. Поэтому вся многомиллионная масса китайцев уже за 10 дней до праздника приходит в движение, заранее скупая билеты на поезда и самолеты. В обратный путь на работу китайцы двинутся официально через 7, зачастую через 10–14 дней после Нового года.
На этот период в Китае вводится особый режим работы транспорта – «чуньюнь», или «весенние перевозки». Пускаются дополнительные поезда и автобусы, авиарейсы. Естественно, никаких скидок на билеты в эти дни не предоставляется.
В этом году «чуньюнь» стартовал 26 января. За 30–40–дневный период с этого времени по Китаю будет перевезено 3,4 миллиарда пассажиров, что на 249 миллионов больше показателя предыдущего года. В основном домой люди едут на автобусах или автомобилях – по оценкам, примерно 3 миллиарда человек. 225 миллионов – на поездах, остальные – авиа- и водным транспортом.
Отметив Новый год в кругу семьи, большая часть этих людей превращается в туристов: вместе с родными ездит по природным достопримечательностям и посещает храмы, ходит в рестораны или отдыхает на природе. Естественно, нагрузка на всю туристическую инфраструктуру возрастает многократно.
Ориентировочно на Праздник весны в этом году количество путешествующих по стране туристов составит 211 миллионов человек, что больше показателя предыдущего года на 20%. Выручка туриндустрии (гостиницы, рестораны, входные билеты) достигнет 1,3 млрд юаней (около $200 млн, рост на 25%). В другое время народу в туристических местах заметно меньше. И это связано с особой системой отпусков для работающего населения, которая фактически предписывает китайцам отдыхать в основном в общенациональные праздники и выходные.
Официально в Китае есть две «золотые недели», когда все население отдыхает. Помимо положенных по закону 7 дней на Новый год по лунному календарю, другая «золотая неделя» – в начале октября, на День образования КНР. Ее продолжительность варьируется год от года, в зависимости от того, на какой день в конце сентября – начале октября приходится традиционный Праздник середины осени. В течение года есть еще несколько трехдневных выходных, например на День поминовения усопших в начале апреля и на 1 мая. Чистый же отпуск у китайца – то есть время отдыха по собственному выбору – составляет в лучшем случае две недели. Изредка – три, для имеющих непрерывный трудовой стаж свыше 20 лет.
Система обязательных «золотых недель» была введена в КНР относительно недавно – с 2000 года. Объяснялось это необходимостью стимулировать экономику после азиатского финансового кризиса 1997 – 1999 года. По замыслу устроителей, «золотые недели» стимулируют потребительскую активность населения, развивают сектор услуг, способствуют более сбалансированной экономической структуре. Помимо того, «золотые недели» помогают изменить многовековую традиционную модель поведения китайской семьи – отвращают от накопительства и содействуют потреблению.
Нельзя не признать, что эти цели были достигнуты. В период «золотых недель» тратятся колоссальные деньги, в разы поднимаются цены в гостиницах и на услуги развлекательных центров. Но при этом все больше видно и негатива.
Во-первых, нагрузка на природу и исторические памятники. Те толпы людей, которые в дни общенациональных праздников посещают достопримечательности, неизбежно их разрушают. Во-вторых, обостряются транспортные проблемы. Все чаще случаются автокатастрофы из многих десятков автомобилей, многокилометровые пробки, в транспортных авариях гибнут люди. Наконец, специалисты обращают внимание на проблемы энергобаланса: в дни праздников резко увеличивается потребление энергоресурсов, что не слишком позитивно влияет и на экономику.
Тем не менее сторонников «золотых недель» в руководстве страны пока намного больше. Власти указывают на необходимость дальнейшего стимулирования внутреннего потребления, на то, что надо приучать людей тратить деньги на развлечения, а не копить.
Более того, есть предложения увеличить количество «золотых недель» в Китае. К примеру, на 1 мая довести количество выходных дней как минимум до пяти (при необходимости скорректировав количество дней на отдых, например, в октябре). По мнению ученых, подобный шаг позволит разнести по времени пиковую нагрузку на туриндустрию – часть людей поедет отдыхать в мае, часть – в октябре.
Для иностранных туристов совет в этой ситуации простой – стараться избегать отдыха в Китае в дни национальных праздников и «золотых недель». Иначе есть риск оказаться в ситуации, когда толпа внутренних туристов помешает увидеть достопримечательности страны. Так, как это было в октябре 2012 года на участке Великой Китайской стены Бадалин под Пекином. Тогда на самой стене возникла пробка из пеших туристов. Люди стояли или медленно двигались на протяжении нескольких часов. И это тоже результат простимулированного потребления.