© Purelz / Flickr.com
Под занавес зимнего туристического сезона произошли события, повысившие градус общественной дискуссии и, вполне возможно, способные понизить градус выпиваемого на борту и в аэропортах.
«Пьяного пассажира на борту пришлось замотать скотчем», «В Башкирии возбуждено дело о нападении пьяного пассажира самолета на полицейского» – таковы заголовки авиационных новостей последних дней. В результате череды пьяных выходок эксперты рынка всерьез принялись обсуждать запрет на продажу алкоголя в магазинах duty free, а также введение черных списков авиакомпаниями.
«Безопасность вашего полета – приоритет нашей компании» – с этой знакомой каждому пассажиру фразой не поспоришь. Но вопросы вызывают последствия от введения ограничительных мер. Например, в Дубае стоимость услуг аэропортового комплекса субсидируется за счет прибыли от циклопического магазина беспошлинной торговли. То есть за счет, в конце концов, той же бутылки виски, которую пассажир купил перед полетом.
В московском аэропорту Внуково пассажир, отправляющийся за границу, платит 75 рублей за пользование аэровокзалом и 144 рубля за обеспечение безопасности. Эта цена включена в стоимость билета. Также есть взлет-посадка и много чего еще. Подсчитать до копейки, во что обойдется потеря «алкогольных» денег, конечно же, невозможно. Но то, что заплатят в итоге и трезвенники, и язвенники, совершенно очевидно.
Своеобразным выходом из ситуации может быть введение черных списков. Но и тут лучше бы не торопиться. Все-таки права потребителей (даже таких) – важны. И тем самым дебоширам будет неприятно перед самым вылетом обнаружить, что в самолет их не пустят. Но и ограничить продажу билетов… Представьте – вводишь номер карточки при бронировании, а тебе говорят: «Извините, вы проштрафились, билет мы вам не продадим». Это невозможно даже технически. Слишком много нюансов – написание фамилии, меняющиеся номера карточек и так далее.
Решением может быть ведение общих баз данных всех авиакомпаний. То есть, необходимо создать сайт со стоп-листами, вроде того, что есть у службы приставов. Перед покупкой билетов каждый сможет проверить, числится ли он в черных списках или может спокойно лететь. Таким образом получится и сохранить покой непьющих пассажиров. Да и тем, кто подмочил свою репутацию, будет хотя бы заранее понятно, что их забанили, а также за что их забанили и на какой срок.