© streetartmonster.com
Внесение правительственного законопроекта о борьбе с курением в Госдуму сопровождалось видеообращением Дмитрия Медведева, в котором он впервые высказался о катастрофических последствиях выхода иностранных табачных компаний в 90-е годы на российский рынок, позднее он же сделал заявление о влиятельности табачного лобби, чего никогда не было раньше. Правда, премьер утверждал, что правительство все-таки сильнее тех, кто производит смертельно опасный продукт.
Сравнительный анализ законопроекта, принятого в редакции правительства в первом чтении, и финальной версии, вышедшей сегодня из Думы, показал, что Дмитрий Медведев недооценил лоббистские возможности JTI, Philip Morris, BAT, Imperial Tobacco, которые контролируют рынок.
Итак, на стадии рассмотрения из законопроекта удалены.
Запрет на некурительные табачные изделия (жевательный, сосательный, нюхательный табак).
С самого начала данная норма не устраивала табачные компании. В августе 2010 года, когда только впервые Минздрав озвучил свою позицию по данному вопросу, два заместителя министра (Минсельхоза и Минэкономики) в своих отзывах дословно воспроизвели исходный текст, разосланный по ведомствам компанией British American Tobacco. Уже тогда стало ясно, что данный вопрос чувствителен для тех, кому в Евросоюзе не позволяют данную «продукцию» продавать с 1992 года (Директива 92/41/EEC). Против запрета снюса и других форм некурительных табачных изделий выступил глава РСПП Шохин, а также глава ФНПР Шмаков.
Пиар-сопровождение «народных возмущений» осуществляла компания, обслуживающая JTI, – компания PR Inc. Единство профсоюзов и крупных работодателей заставляет нас задуматься над тем, не является ли данный продукт залогом всеобщего счастья в РФ и не нужно ли его раздавать для повышения качества жизни – бесплатно? Сейчас едва ли 1% потребителей табака в нашей стране используют некурительные формы, и ясно, что борьба табачников за отмену данного запрета – игра на будущее.
Исполнить договоренности, достигнутые наверху, по традиции поручили депутату «Единой России»: в этот раз представителю от Кемерово – Татьяне Алексеевой. Именно она внесла в законопроект поправку, отменяющую полный запрет на новые формы табачных изделий.
Отмена запрета на благотворительность табачных компаний.
Это вовсе не забота о музеях, талантливых студентах и артистах балета. Это легальная лазейка для взаимоотношений «днем деньги – вечером стулья» с законотворцами. Табачная промышленность, скажем, жертвует определенную (часто даже не очень большую) сумму некоммерческой организации, которую основал депутат. А депутат в нужный момент вносит нужную поправку, по удивительному совпадению абсолютно устраивающую дарителя.
Один из последних примеров таких отношений – история с экс чемпионом мира по шахматам, послом доброй воли детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), депутатом Госдумы Анатолием Карповым, структуры которого много лет получали финансирование от JTI на всевозможные проекты. Финансирование выделялось благотворительному фонду социальных инициатив «Мир и гармония», учредителем которого является «Международная ассоциация фондов мира», возглавляемая Анатолием Карповым. Лого JTI сопровождает турниры по шахматам, проводимые экс чемпионом мира, в том числе с участием детей.
Перед вторым чтением антитабачного законопроекта господин Карпов внес целый пакет поправок к нему, хотя раньше никакого заметного интереса к борьбе с курением не проявлял. В частности, он предложил оставить хозяевам ресторанов право решать, будут ли официанты получать дозу канцерогенов, обслуживая посетителей в прокуренных залах (здесь он солидарен с лидером профсоюзов Шмаковым). Также предлагал оставить курилки в подъездах и на лестничных площадках (при соответствующем решении собственника), оставить табачным компаниям право спонсорства. Кроме того, депутатом Карповым было предложено удалить из законопроекта статью, обязывающую РФ предотвращать незаконные поставки сигарет в соседние страны и отслеживать объемы производства данной подакцизной продукции.
Государственного регулирования минимальных цен на сигареты не будет.
Изначально законопроект предполагал, что правительство по аналогии с регулированием алкогольного рынка будет иметь право независимо от изготовителей устанавливать минимальные цены на сигареты. Опыт показывает, что при 10%-ном росте реальной цены происходит сокращение потребления на 2–3%. Если бы норма в законе сохранилась, с рынка бы исчезли сигареты, цена которых делает их доступными детям.
Россия остается страной с низкими табачными налогами, а значит, ценами на сигареты. Средняя цена на сигареты в РФ составляет $1 и вряд ли будет расти темпом выше 10–15% в год. Доля акциза в цене пачки в 2012 году не превышала 30%, а самые дешевые сигареты (производитель – «Донской табак») стоили 13,5 рубля. Отказавшись от радикального повышения акцизов (ставки утверждены Налоговым кодексом до 2015 года и составят лишь четверть от уровня Румынии, Турции, Польши), а также лишив себя права определять нижнюю планку цен, власти сохранили табачным компаниям второй по величине рынок сигарет в мире, за что последние, безусловно, благодарны.
Поправку, убивающую идею установления минимальной цены на сигареты, вносил в законопроект депутат Сергей Штогрин. В его биографии по странному стечению обстоятельств есть опыт сотрудничества с табачной компанией по благотворительной части. Компания Philip Morris жертвовала в 2006-м деньги – десятки тысяч долларов – фонду «Депутатский», учредителем которого являлся господин Штогрин.
Благодаря этой поправке, минимальная цена теперь будет устанавливаться в размере 75% от максимальной. А максимальную, в соответствии с тем же Налоговым кодексом, у нас устанавливает производитель. Фактически, теперь табачная компания будет полностью регулировать цену пачки как максимальную, так и минимальную. Столь радикальное изменение подхода к регулированию не могло произойти без вмешательства администрации президента.
Список удаленных из законопроекта норм до боли напоминает тот, который прилагался к докладу GR-департамента British American Tobacco об успешной «правке» ныне действующего (вернее, практически не действующего) закона об ограничении курения. Тогда, в 2001 году, группа депутатов внесла поправки, которые, образно выражаясь, вырвали законопроекту зубы. Двенадцать лет спустя история повторяется.