© Л. Самойлов
Депутат-эсер Илья Пономарев сообщил о создании интернет-проекта, который поможет активистам отыскивать липовые диссертации, – Общественного комитета против фальсификации науки «Антиплагиат». Пономарев напоминает о скандалах с диссертациями депутата Госдумы Владимира Бурматова, главы СУНЦ МГУ Андрея Андриянова, лидера ЛДПР Владимира Жириновского и других подобных историях. Он предлагает искать плагиаторов прежде всего среди людей, «которые наукой не занимаются и получили степень, возможно, ради должности, заработка или статуса».
Искать плагиат в диссертациях чиновников и депутатов может любой желающий и сейчас. Этим недавно занялся и Slon: мы изучили диссертацию депутата Евгения Федорова и нашли в ней несомненные сходства с научными трудами других авторов. Пономарев обещает, что новая площадка будет удобной для энтузиастов, там будут систематизированы все собранные нарушения, а методическую помощь будут оказывать ученые и блогеры, которые и вывели в топ тему поддельных диссертаций. Дальше в дело вступят депутаты Госдумы – сам Пономарев и Дмитрий Гудков: если нарушения в диссертации очевидны, они отправят запросы в Генпрокуратуру, Высшую аттестационную комиссию и Министерство образования.
Slon предполагает, что этим загадочным сенатором может оказаться Любовь Глебова – на днях блогеры заподозрили, что Глебова, еще недавно возглавлявшая Рособрнадзор, а сейчас представляющая Пензенскую область в Совете Федерации, позаимствовала большие фрагменты своей диссертации из диссертации арзамасского профессора. В ЖЖ Пономарева упомянуты также депутаты-единороссы Николай Булаев, Татьяна Алексеева, Ришат Абубакиров. По данным эсера, таких плагиаторов в Госдуме и Совете Федерации «несколько десятков». «Задача-минимум – лишение степени, задача-максимум – если удастся доказать подлог, то это уголовное дело, а уголовное дело может привести к лишению мандата», – заявил эсер. Так, Пономарев надеется, что история с Бурматовым «еще дойдет до конца», хотя в январе Минобрнауки отказалось проверять его диссертацию.
«Надо не только разоблачать, но и предлагать решения, – уточняет Гудков. – Например, законодательно увеличить сроки давности по плагиату с трех хотя бы до 10 лет, а то мы не можем многих наказать. Мы с Пономаревым не должны возглавлять и политизировать этот проект, мы – помощники: если нужно запрос отправить – отправляем, если нужна думская трибуна – выступаем, если нужны поправки в законодательство – мы готовы их внести».
Андрей Ростовцев (блогер afrikanbo) рассказал, как это может работать технически. «Я изначально предлагаю всем не изобретать велосипед, а познакомиться с опытом работы уже действующего в Германии аналогичного проекта VroniPlag. Инструменты состоят из следующих трех элементов: во-первых, интернет-ресурс, используемый в качестве депозитария документов, программ, регистрации волонтеров, распределения заданий, форм, подготовки отчетов, запросов в соответствующие органы; во-вторых, доступ к электронным документам Ленинки для скачивания текстов диссертаций; в-третьих, платная версия программы „Антиплагиат“».
Блогер Доктор
, российский ученый, на этой неделе обнаруживший в американских базах данных информацию об американской недвижимости единоросса Владимира Пехтина, за месяц проверил на «Антиплагиате» 78 депутатов-единороссов. У него есть круг блогеров-соратников, которые занимаются этой же работой, и, по словам ученого, их до сих пор никто из публичных фигур, кроме профессора МГУ Михаила Гельфанда, не поддерживал. С точки зрения некоторых участников его проекта, сайт Пономарева – это в каком-то смысле попытка «приватизации» темы, говорит Доктор
.
«Наш проект организационно пока не оформился, потому что мы диссертации изучаем, а не манифесты пишем. В нем примерно такое распределение ролей: я координирую списки, подлежащие проверке, и распоряжаюсь доступом к логину, Сергей Пархоменко раскручивает в прессе, Навальный посылает лучи поддержки и тоже помогает раскручивать, afrikanbo прогоняет диссертации через скрипты, kommentator2013 и gorynych-007 заняты анализом и написанием отчетов», – рассказал он.