© Gary Waters

Составлять и изучать рейтинги самых богатых людей – популярная забава не только в России. Но мало где еще с таким вниманием и осуждением смотрят на то, как богатейшие соотечественники тратят свои миллиарды.

Конечно, тема несметных богатств, на которые покупаются роскошные особняки и сказочные замки, слишком соблазнительна для спекуляций. Я лично знаком со многими участниками списка Forbes. Смею заверить, что жилищный вопрос у этих людей решен – давно и окончательно. Не знаю никого без квартиры в Москве и дачи в Подмосковье. При этом представления о маниакальной страсти миллиардеров к покупке зарубежной недвижимости нередко далеки от действительности.

Более серьезный вопрос: почему крупные российские предприниматели мало инвестируют в Россию, слабо участвуют в финансировании прорывных технологий, фактически игнорируют обрабатывающую промышленность? Правда, его я бы адресовал российскому правительству: вы-то сами куда инвестируете? Если считаете, что у нас нормальный инвестклимат и масса интересных проектов, зачем тогда покупать казначейские облигации США?

Вера государства в собственную экономическую модель – это мощная сила, оказывающая магнетическое воздействие на капитал. К сожалению, ее остро не хватает нашему правительству. Все рассуждения кабинета в последние годы строились вокруг Стабилизационного фонда и бюджетного правила. Чиновники постоянно готовятся к худшему, а ведь именно они должны давать позитивные сигналы инвесторам. Так было со всеми странами, сотворившими экономическое чудо. Скажем, в Германии Людвига Эрхарда со всеми ее тяжелейшими проблемами – инфляцией и послевоенной разрухой – такая вера была. Даже большевики верили в политику индустриализации и не питали на этот счет ни малейших сомнений. Закупали оборудование, производили импорт технологий, строили промышленность.

Но если российское правительство не верит в свою страну, а российские инвесторы не желают вкладываться в ее развитие, то что остается? Предположу, что энергия и инвестиционные идеи крупного капитала должны находить выход через мировой рынок. Преодолев рубеж в $200 млн, люди, как правило, начинают задумываться о валютных и страновых рисках, диверсификации. Это естественный ход мысли. Но за редким исключением мы не видим стремления крупнейших бизнесменов к строительству международных корпораций. Вместо этого – портфельные инвестиции. В лучшем случае речь об участии в фондах, распределяющих капитал среди множества проектов, и обычно эти вложения не делают стратегической погоды.

Будь я руководителем страны или работай в экономическом блоке правительства, меня бы это всерьез беспокоило: ребята, если вы здесь такие успешные, что вам мешает строить глобальной бизнес? Делайте свои компании мировыми.

Увы, почти все попытки крупных приобретений закончились провалом. Для примера возьмем металлургию. На память приходят истории с Алишером Усмановым и Corus Group или Алексеем Мордашовым и Arcelor. Мордашов, без сомнения, успешный, умный, образованный человек. Чем он хуже Миттала? Я встречался с семьей Миттал и знаком с Мордашовым, так что уверенно могу сказать: ничем. Однако неудавшаяся сделка шестилетней давности как будто остудила амбиции главы «Северстали». Владимир Лисин утверждает, что создал самое эффективное металлургическое предприятия в мире (и у меня нет оснований ему не верить, учитывая, сколько он тратит на международный консалтинг и борьбу с издержками). Но и он не спешит выходить на международный уровень.

Возможно, проблема здесь та же, что и с правительством, – в неверии. Если мы верим в свои силы и бизнес-модель, мы можем многого достичь даже при крайне скудном старте. Когда «Альфа-Эко» в 2001 году входила в капитал «Вымпелкома», бизнес компании состоял из четырех региональных лицензий, а реальные операции велись в основном на территории Москвы и Московской области. Теперь VimpelCom работает в 19 странах, являясь шестой по величине телекоммуникационной группой в мире. Неплохо за одиннадцать лет. Но наши бизнесмены в основном предпочитают не тратить свои состояния на глобальные проекты, успехом которых можно было бы гордиться. Так ведь и будут из года в год писать про их виллы на Лазурном Берегу и особняки в Майами. Неужто это все, что достойно внимания?

Автор – председатель партии «Альянс зеленых Народная партия»