© mycoluytreen.com

Вы тоже видели шоу Джона Стюарта, посвященное России, метеориту и суровым будням российских автомобилистов? Танки перерезают дорогу автомобилю, стадо коров вываливается из грузовика… Мы такое смотрим давно. А теперь весь мир смотрит и поражается. К чувству смущения за Родину примешивается и гордость за нее.

Научиться фиксировать события, происходящие каждый день в жизни обычного человека, и превратить это в увлекательное шоу – самый большой соблазн любого телевизионщика. Половину своей телевизионной карьеры я занимался созданием реалити-шоу: «Дом», «Голод», «Запретная зона», «Битва экстрасенсов». Но в какой-то момент захотелось сделать еще один шаг вперед: работать не на съемочной площадке, а в масштабах города, страны.

Когда в 1960-х этнологи попробовали глубже изучить жизнь индейских племен навахо, они поняли: если дать аборигену в руки простейшую кинокамеру, он снимет свою жизнь намного интереснее, потому что его действительность будет показана с такого расстояния, на которое индеец никогда бы не подпустил оператора. Так родилась целая наука – визуальная антропология.

Став генеральным продюсером ТНТ, я увидел возможность воплотить эту идею в телевизионной практике. Мы запустили шоу «Живой журнал»: выбранным нами людям раздавали камеры, и они должны были снимать короткие сюжеты о своей жизни на две минуты. Потом зрители голосовали за сюжеты с помощью SMS. Каждую неделю самого непопулярного героя заменяли на нового. Крупные телепродюсеры пели передаче дифирамбы, но ее практически никто не смотрел, рейтинг стремился к нулю. Логика телезрителей была вполне понятна: «Зачем смотреть на каких-то людей, которых я и знать не знаю? У меня все то же самое».

Теперь зрители сами готовы производить реалити в огромном количестве – достаточно заглянуть в соцсети. Мы стали настолько одинокими, что все больше людей начинают фиксировать свою жизнь, желая придать ей некий онтологический смысл. Фотографии путешествий и съеденных блюд, бегло записанные мысли и комментарии – это сигналы окружающим: я все еще существую, я живой, я с вами. И эти сигналы, как и шоу «Живой журнал», обычно интересны очень узкому кругу людей.

Однако в какой-то момент именно благодаря своему стремлению записывать все подряд человек превращается из одинокого пользователя соцсети в свидетеля важных событий. И благодаря этому у телевидения появляется шанс на новый прорыв в области реалити-шоу. Окончательно помогла осознать этот факт история с метеоритом. Когда он взорвался над Челябинском, наш телеканал засыпали предложениями: купите уникальные съемки с места падения! Получая вежливый отказ, продавцы сенсаций меняли стратегию: «Не хотите выложить за материал 10 тысяч долларов? Может, тогда хоть бесплатно возьмете?» Телеканал «Перец» – один из главных поставщиков роликов, снятых обычными россиянами на мобильный телефон или видеокамеру. Но даже я не ожидал такого наплыва «свидетелей». И их будет все больше.

И все же, несмотря на эту массу очевидцев, медиапространство пока не превратилось в сплошной поток реалити. Почему? Препятствие тут чисто техническое, и оно будет устранено в ближайшем будущем. Все дело в инструменте, который осуществляет фиксацию реальности. Да, есть у всех теперь телефоны, снимающие видео. Но они не снимают постоянно и потому пропускают самое главное. Когда ты спохватываешься и лезешь в карман за телефоном, увидев что-то поразительное, обычно уже поздно. Помните, из чего состоял «русский» выпуск шоу Стюарта? Как были сняты самые впечатляющие кадры с метеоритом? Да, видеорегистраторами – это наша российская особенность, благодаря которой ролики из России постоянно в топах YouTube. Постоянная, непрерывная съемка – так, и только так нужно фиксировать реальность.

Видеорегистраторы взорвали информационное пространство по одной причине: количество перешло в качество. Сотни тысяч носителей и миллионы часов видеосъемки дают минуты крышесносного видеоряда. Для перехода в реалити всему нашему медиапространству недостает одного – видеорегистраторов, закрепленных на голове сотен тысяч или хотя бы десятков тысяч человек. Вот только какой дурак согласится повесить себе на голову видеорегистратор? Это мы узнаем уже очень скоро. Очки Google Glass, оснащенные видеокамерой и позволяющие не задумываясь снимать все, что ты видишь, ожидаются в продаже в начале следующего года. Вот это будет визуальная антропология!