© Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Проверка речи – новый формат Slon. Мы проверяем факты, озвученные в публичных выступлениях политиков, бизнесменов, известных людей, и находим в них ошибки и неточности. Если вы нашли ошибки, оставляйте комментарии к этому тексту.

Мэр Москвы Сергей Собянин дал интервью главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову. Посмотрев интервью, Slon выяснил, что мэр оценивает положение дел в Москве и успехи городской власти довольно радужно. В действительности эти успехи более скромны, и даже подчиненные градоначальника приводят иные оценки. Ниже – цитаты из интервью Собянина и наши комментарии.

1.

С. СОБЯНИН: Например, количество людей, которые стали посещать наши парки, увеличилось в 2 раза, с 10 до 19 миллионов человек.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это годовой?

С. СОБЯНИН: Да, за год. Но мало того, что количество людей стало посещать, большее в 2 раза, они стали в 2 раза больше времени проводить, каждый из тех, кто посещает.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это считается?

С. СОБЯНИН: Да, это считается, потому что парки – они же имеют свой периметр, охрану и так далее. Хотя бесплатный вход, мы знаем количество людей, которые посетили, когда они вошли, когда они вышли.

Приводя эти цифры, мэр всего лишь повторил утверждения, звучавшие в выступлении руководителя департамента культуры Москвы Сергея Капкова на заседании правительства Москвы 26 февраля этого года. Если обратиться к тексту выступления, то у читателя могут возникнуть вопросы:

«Мы наблюдаем резкий рост посещаемости парков культуры и отдыха. И за последний год буквально, когда виден уже результат сделанного, посещаемость наших парков выросла на 57%. Время, проведенное в парке, увеличилось почти вдвое – с полутора часов в 2011 году до двух часов двадцати минут в прошлом году. Я хочу напомнить, что в 2010 году вход в наши московские парки был платный и их посещало 10 млн человек, в 2012 и 2011 годах был уже вами, Сергей Семенович, отменен платный вход в парки, и на сегодняшний момент 19 млн человек ходит в парки».

Радоваться впечатляющим цифрам мешает несколько обстоятельств. Если брать данные из государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 годы», то в разделе «Характеристика текущего состояния парков культуры и отдыха...» приведена оценка посещаемости парков для 2010 года – 15 миллионов посетителей, а вовсе не 10 миллионов.

Еще в октябре 2012 года Капков говорил о более скромном росте числа посетителей:

«"Более 18 миллионов человек посетили московские парки с начала года, что почти на 30% больше, чем в прошлом году, – сообщил журналистам в среду глава столичного департамента культуры Сергей Капков. – Мы видим серьезный рост посетителей по всем нашим паркам. За девять месяцев этого года наши парки посетило уже 18 миллионов человек, что почти на 30% выше уровня 2011 года", – сказал Капков. Он добавил, что за весь прошлый год в парках побывали около 14 миллионов посетителей».

То есть еще в октябре чиновники говорили о росте на 29% (с 14 до 18 млн) за 9 месяцев, и вдруг за год получается 57%.

Тут есть тонкость, связанная с тем, что иной раз трудно понять, о каких парках идет речь, – обо всех московских или об отдельной группе. Если отбросить предположение, что осенью прошлого года народ устремился в парки в небывалых количествах, возможно, на 29% выросла посещаемость всех московских парков, а 57-процентный рост относится к посещаемости 13 парков культуры и отдыха, находящихся в ведении департамента культуры города Москвы. Их развитием занимается Объединенная дирекция «Мосгорпарк», руководитель пресс-службы которой, Тамара Селиванова, в сентябре приводила оценку посещаемости на середину сентября, и цифра была – 16 миллионов человек. Но и тогда разница в числе посетителей всех парков и парков «Мосгорпарка» слишком мала, чтобы объяснить скачок оценки годового роста. 

Странности чиновничьей арифметики распространяются и на расчет среднего времени, проводимого в парках. Если Капков говорит о его увеличении с полутора часов в 2011 году до двух часов двадцати минут в 2012-м, то это означает рост не в два, а в полтора раза.

Вообще, надо отдавать себе отчет, что все приводимые цифры очень условны и вовсе не базируются на точных измерениях потока посетителей, проходящих через турникеты охраны в парках, и разницы между моментами их входа и выхода. Ряд парков не изолированы по периметру – как, например, Сокольники, – а в парке Горького турникеты сняли еще весной 2011 года, после отмены платы за вход. Оценка среднего времени пребывания в парке проводилась путем соцопросов, а проходимость меряется при мониторингах, методика проведения которых неясна. Так что бодрые рапорты с поражающими воображение цифрами не так уж впечатляют. Особенно если учесть, что непонятно, как оценивались эти показатели в прежние годы.

2.

С. СОБЯНИН: Что касается ветеранов. Мы уже второй год практикуем систему, при которой мы обходим все квартиры ветеранов, составляем полный перечень проблем, которые волнуют не в целом, а конкретного ветерана, – что из мебели надо прикупить, где подремонтировать, какую медицинскую помощь оказать и так далее.

Если у слушателя создается впечатление, что раньше всего этого не делалось, то оно ошибочное. Уж в чем в чем, а в отсутствии заботы о ветеранах Юрия Лужкова нельзя было упрекнуть. При чтении пресс-релизов четырехлетней давности охватывает дежавю – разве что покупка мебели не фигурирует в списке прежних мэрских щедрот:

«Правительство Москвы предоставляет ветеранам адресную социальную помощь. Постоянно проводится обследование ветеранов ВОВ, чтобы выявить нуждающихся в различных видах социальной помощи. В управы районов направляются ходатайства по ремонту квартир, замене сантехники, газовых и электроплит, в органы здравоохранения – по лекарственному обеспечению, диспансерному наблюдению ветеранов ВОВ. Через отделы жилищных субсидий оформляются жилищные субсидии, устанавливаются поручни в квартирах участников и инвалидов ВОВ. Социальные паспорта ветеранов ВОВ обновляются и поддерживаются в актуальном состоянии. С прошлого года введен ряд необходимых ветеранам услуг социальной поддержки – патронаж на дому, санаторий на дому».

При вступлении в должность Сергею Собянину пришлось даже успокаивать ветеранскую общественность, что существовавшая при Лужкове система будет сохранена.

3.

С. СОБЯНИН: Я просто напомню, Алексей Алексеевич, что мы создали целую систему, аналогов которой нет в нашей стране и в большинстве городов мира. Заключается в работе наших городских порталов, которые администрируют такие вопросы, как качество дорог, уборка дорог, качество наших дорог и их эксплуатация, качество эксплуатации жилых подъездов и жилых домов. На этот портал каждый гражданин, каждый москвич может зайти и пожаловаться на конкретную проблему. Есть четкие сроки, в которые человеку отвечает не какой-то инспектор или кто-то третьестепенный, как минимум глава района либо руководитель профильного департамента за своей подписью. И сегодня мы получаем сотни тысяч конкретных жалоб людей, на которые получают сотни тысяч ответов.

Мэр примерно на порядок преувеличивает степень социальной активности горожан и усердия чиновников. Сказанное им относится к работе трех веб-порталов – «Наш город», «Дома Москвы», «Дороги Москвы». На данный момент счет идет на десятки, а никак не сотни, тысяч обращений граждан и ответов чиновников.

Статистика по порталу «Наш город»: число комментариев, требующих ответа, – 36 064, официальных ответов – 34 677.

Статистика по порталу «Дома Москвы»: 1973 обращения жителей.

Статистика по порталу «Дороги Москвы»: жалоб – 7531, обработано – 6301.

Степень оперативности отклика тоже не впечатляет: «Портал "Дома Москвы", запущенный около месяца назад, уже принял около 400 комментариев. Однако только на 44 процента из них службы отреагировали в положенный восьмидневный срок. Большинство поступивших на сайт жалоб касалось неубранных подъездов. По словам мэра Сергея Собянина, нужно приучать все управкомпании своевременно реагировать на запросы».

4.

С. СОБЯНИН [про ограничения движения грузовиков по МКАД]: Дело в том, что мы понимаем, что для транспортной компании, для перевозчиков, нужно время для адаптации. Поэтому мы не вводим каких-то драконовских мер с 1 марта. С 1 марта остается минимальный штраф за такую провинность, 300 рублей. Я думаю, что часть компаний, учитывая нашу политику обращения к ним, изменит логистику, не будет въезжать в эту зону в дневное время. Часть из них действительно испугается штрафов, каких-то санкций и так далее. Часть скажет: "Ну, подумаешь. Эти 300 рублей. Я поеду". Но должен сказать, что это будет не бесконечно. Может быть, мы начнем таким образом, что каждый месяц будем повышать штраф с тем, чтобы через 4–5 месяцев он вырос до 5 тысяч.

Водителям фур не стоит радоваться либерализму градоначальника, так как московские чиновники придумали способ уже сейчас увеличить сумму штрафа раз в сто:

«Замглавы департамента транспорта Москвы Дмитрий Савченко уточнил, что штрафы будут взиматься за нарушение каждого запрещающего движение знака (их в общей сложности 150 штук), а значит, он автоматически будет увеличен в несколько раз... Отслеживать движение грузовиков будут камеры фото- и видеофиксации "Стрелка-СТ". Сейчас на МКАДе таких камер 88, вскоре появятся еще 102».

5.

С. СОБЯНИН: Ну да. Ну вот по нашим оценкам, количество зайцев в Мосгортрансе составляет от 10 до 15 процентов. Сегодня мы начали отлавливать их, ну, в размере 1–2%. Тем не менее динамика неплохая. Мы за счет того, что уменьшили количество зайцев и в автобусах, и метро, мы, видите, 2 года тарифы не повышаем.

Роль борьбы с безбилетниками в сдерживании роста цен на билеты сильно преувеличена. Согласно заявлениям заместителя мэра Максима Ликсутова, ущерб от зайцев оценивается в 4–5 миллиардов рублей в год, тогда как расходы городского бюджета по финансированию льгот на проезд в общественном транспорте в 2013 году составят 54 млрд руб.

6.

С. СОБЯНИН [по поводу противогололедных реагентов]: По поводу реагентов. Реагенты были разработаны учеными МГУ, прошли все сертификации, никаких ядовитых веществ там нет.

Если уж мэр апеллирует к авторитету ученых МГУ, то обратимся непосредственно к их высказываниям. Заведующий кафедрой факультета почвоведения Московского государственного университета имени Ломоносова профессор Дмитрий Хомяков признает, что рецептура всех реагентов не содержит каких-то чудесных ноу-хау:

«Дело в том, что химия и физика еще никем не отменены и физическая химия тоже не отменена. Все противогололедные реагенты представляют собой соли. То есть вещества, образующие водные растворы, которые имеют температуру замерзания меньше, чем ноль градусов (граница замерзания воды). Если взять весь ассортимент имеющихся солей, то это в основном хлориды натрия – натрий хлор, или иногда говорят – техническая соль, иногда – пищевая соль, в зависимости от разного качества, от разной очистки, от иных свойств этого продукта. Это наш известный натрий хлор, будем называть его условно технической солью, и хлористый кальций – хлорид кальция, который входит в состав всех реагентов... Немножко надо пояснить, если уж мы апеллируем к технологии, что сейчас в городе Москве мы имеем два вида химических реагентов, как я уже сказал. Это жидкие реагенты одного вида – 28-процентные комбинированные растворы хлористого кальция и хлористого натрия; а твердые реагенты – это все композиты, смеси, причем простые физические смеси различных веществ, но они включают в себя в основном хлористый кальций и хлористый натрий».

Применение реагентов в больших количествах неизбежно наносит ущерб окружающей среде. Тот же Хомяков отмечает последствия неумеренного применения реагентов: «Они, исходя из заявленного химического состава, могут иметь меняющиеся технологические характеристики, токсичны для почвы и других компонентов окружающей среды, поскольку содержат агрохимикаты... Различный гранулометрический состав компонентов, плотность и форма частиц приводят к резкому возрастанию потерь при распределении, невозможности строго выдерживать нормы расхода на ОДХ, неопределенности плавящей способности смесей».

7.

С. СОБЯНИН: За прошлый год выслано из города Москвы около 16 тысяч... Тем не менее, Алексей Алексеевич, я думаю, по моим оценкам, по оценкам экспертов, около 200–300 тысяч мигрантов находятся в Москве незаконно.

Согласно данным официального представителя столичного управления Федеральной миграционной службы (УФМС) Сергея Аксенова, в 2012 году подверглись административному выдворению десять с половиной тысяч иностранных граждан, задержанных в Москве. Сам же Собянин озвучивал эту цифру на расширенном заседании коллегии прокуратуры города 1 февраля. 

Но если число выдворенных нелегалов мэр завысил, то его оценка численности нелегальных мигрантов в Москве представляется заниженной. Согласно данным главы ФМС Константина Ромодановского, всего в стране нелегально находится 3,3 млн иностранных мигрантов. Согласно тому же ФМС, за 11 месяцев прошлого года из нашей страны было выдворено 29 582 нелегальных мигранта, что при соотнесении с московскими цифрами выдворенных позволяет оценить численность нелегальной рабочей силы в Москве примерно в миллион человек (при большом допущении – плюс-минус несколько сотен тысяч). Если доверять оценке Собянина, то надо допустить особую законопослушность мигрантов в Москве вкупе с особо ревностным исполнением служебных обязанностей работниками УФМС Москвы.

8.

С. СОБЯНИН: <…> социальное напряжение. Мы всех руководителей этих общин знаем. И общественных организаций. И работаем с полпредами этих республик, которые здесь находятся, периодически встречаемся с ними, и они в большинстве своем адекватно реагируют на те или иные ситуации. Помните эту стрельбу, которая была устроена возле одного из торговых центров. И драку. Я скажу, что руководство Чечни отреагировало достаточно адекватно. Был снят с работы полпред их здесь, и послан правильный сигнал и так далее.

Принесенная главой Чечни Рамзаном Кадыровым на алтарь дружбы народов административная жертва все же была не так уж велика. Уволенный им Тамерлан Мингаев был заместителем полпреда Чечни при президенте России.

9.

С. СОБЯНИН: Положительная демография, количество детей возрастает, количество желающих прийти в детские сады каждый год увеличивается на десятки тысяч. И мы буквально за несколько лет увеличили количество посещающих детские сады от 300 до 450 тысяч. Огромный скачок.
А. ВЕНЕДИКТОВ: На 50%, коэффициент 1,5.

На встрече с депутатами-единороссами, избранными в Госдуму от Москвы, мэр был более скромен в обращении с цифрами, отмечая, что «если недавно в детские сады ходили 360 тысяч детей, то сейчас их посещают 422 тысячи». То есть «огромный скачок» в 50% в действительности оказывается более умеренным, хотя тоже неплохим ростом на 17%.