© Christian Hartmann / Reuters

«Лошадиный» скандал добрался до России – в конце минувшей недели. Россельхознадзор сообщил, что нашел ДНК конины в мясе, завезенном из Австрии. Чтобы не раздувать скандал, хотел бы сразу подчеркнуть, что найдены только следы ДНК, для чего достаточно микроскопически малых доз того или иного вещества. На сайте Россельхознадзора указано, что чувствительность применяемого метода позволяет выявить ДНК, если в образцах содержится кровь лошади в пропорции от 0,01% до 0,001%. Такие дозы могли попасть в сосиски без всякого злого умысла. На предприятиях, где производится большой ассортимент продукции, используются различные виды сырья от различных животных и применяется одно и то же оборудование. Конина производится и потребляется во многих странах. В некоторых странах едят мясо ослов, верблюдов, крокодилов, кенгуру. Возможно, в результате неидеальной обработки оборудования оставшиеся малейшие частицы конины могли попасть в другую продукцию.

Конечно, во избежание любого риска надо было принять меры, и это было сделано: Россельхознадзор наложил запрет на ввоз продукции того предприятия, в поставках которого были обнаружены следы ДНК лошадей. Австрия проинформировала нас о том, что в добровольном порядке приостанавливает поставки мясной продукции в Россию со всех своих заводов (это право имеют 17 предприятий) до тех пор, пока ситуация не будет полностью выяснена, и запросила детальную информацию о том, что именно было обнаружено в той партии. 

Тут мы подходим к проблеме, которая действительно важна, – насколько ветеринарные органы Евросоюза способны выполнять возложенные на них функции? За последние годы у Россельхознадзора накопилось достаточно информации и данных, позволяющих сомневаться в их гарантиях соответствия экспортируемой в нашу страну продукции требованиям Таможенного союза. Причем многие из нареканий куда существеннее, чем ДНК конины, с которой еще предстоит разобраться. 

Недавно в ходе проверки выяснили, что Германия поставляла нам под видом своей колбасную оболочку, сделанную в Китае.

А в результате инспекционной поездки Россельхознадзора во Францию стало известно, что половина предприятий Франции не в состоянии соблюдать санитарно-ветеринарные требования Таможенного союза, хотя гарантии делать это давали. Россельхознадзор уже неоднократно предупреждал ветеринарные органы различных европейских стран о том, что будет по ряду параметров усиливать контроль и активизировать мониторинг. В целом претензии ведомства относятся сегодня не столько к конкретной продукции, сколько к европейской системе контроля безопасности продукции.

В 1990-х у России не было достаточных финансовых ресурсов, чтобы осуществлять постоянный и всеобъемлющий мониторинг безопасности импорта. На создание лабораторий и проведение анализов требуются многомиллионные затраты федерального бюджета. Кроме того, в то время выбирать не приходилось, надо было чем-то кормить страну. Но сегодня, к счастью для нас, потребителей, бюджетные возможности куда больше, а развитие сельского хозяйства, особенно мясной отрасли, позволяет меньше думать о том, как ужесточение контроля скажется на ситуации на рынке.

Россия часто подвергается критике со стороны зарубежных ветеринарных служб и экспортеров за более жесткие, чем во многих странах, требования к предельно допустимым концентрациям вредных и опасных веществ в мясе и мясных продуктах. Нередко нам предлагают пересмотреть наши нормы в сторону смягчения. Однако, прежде чем это сделать, надо провести всестороннюю оценку последствий такой «либерализации». А они для нашего здоровья и здоровья наших детей могут быть серьезными. 

Так, недавно были опубликованы результаты исследования, проведенного Национальным исследовательским центром Институтом медицины США. Оказалось, что в среднем американцы умирают в более молодом возрасте и больше болеют, чем граждане в других развитых странах. Это касается, в том числе, состоятельных граждан с хорошим образованием и имеющих медицинскую страховку. Согласно исследованию, Соединенные Штаты находятся в конце списка из 17 наиболее богатых стран по таким параметрам, как ожидаемая продолжительность жизни, сердечно-сосудистые заболевания, избыточный вес, диабет, хронические легочные заболевания, артрит и так далее. Напомним, что американские требования к предельно допустимым концентрациям вредных веществ намного более мягкие, чем в ЕС или России. 

Вопрос безопасности мясной продукции – это не вопрос содержания в ней конины, а гораздо более глубокая и серьезная проблема. Но решать ее следует обстоятельно, не поддаваясь на сиюминутные импульсы, вызванные информационными волнами.