Все прогрессивное человечество сегодня крайне озабочено проблемой гендерного равенства. Осенью прошлого года Еврокомиссия даже приняла законопроект, который обязывает все крупные компании, котирующиеся на бирже, с 2020 года иметь не менее 40% женщин в советах директоров.

И дело тут не только в правах человека, но и в экономике. Страны, где женщины начали активно входить в состав рабочей силы, получали бонус в виде ускорения экономического роста. А прошлогоднее исследование Credit Suisse показало, что присутствие женщины в совете директоров говорит о более высокой рентабельности компании (впрочем, природа данной корреляции до конца не понятна).

Несмотря на десятилетия борьбы с дискриминацией, женщины по-прежнему получают меньше мужчин. В Америке в зависимости от штата женщины зарабатывают от 55 до 75 центов на каждый доллар, заработанный мужчиной. В России средняя женская зарплата составляет около двух третей от мужской, а в советах директоров российских компаний женщин можно встретить вдвое реже, чем в США.

Это вдвойне удивительно с учетом того, что женщины зачастую оказываются образованнее своих сверстников противоположного пола. Во многих странах доля женщин, зачисленных в высшие учебные заведения и колледжи, планомерно росла и в конце концов стала превышать долю мужчин. Это явление в научной литературе получило название «гендерного разворота» в образовании (the reversal of the gender education gap). В каких-то странах он давно произошел (впереди планеты всей оказалась Белоруссия), в каких-то еще нет (Мексика, Индия, Камбоджа).

В СССР женщины активно привлекались к труду наравне с мужчинами, а образовательный разворот произошел еще в середине 1970-х годов – почти на пять лет раньше, чем в США, следует из данных, приведенных в колонке Ины Гангули из Стокгольмского института переходных экономик на сайте FREE Policy Briefs. Несмотря на это, в Советском Союзе была высокая профессиональная сегрегация по полу, отмечает исследователь.

В работе Гангули также можно найти график с более современными данными по зачислению мужчин и женщин в учреждения третичного образования (см. ниже). В странах, оказавшихся выше 45-градусной линии, больше доля мужчин, получающих высшее или среднее специальное образование. В тех, что ниже – включая Россию, – преимущество за женщинами. Страны, расположенные очень близко к линии, отличаются равенством полов.

Исследования показывают, что гендерный разворот в образовании вовсе не обязательно приводит к равенству в плане зарплат и карьерного роста – даже в тех странах, где он случился 20–30 лет назад. Почему же человеческий капитал женщин не конвертируется в деньги и карьерный рост относительно мужчин? Кто-то говорит о стойкости стереотипов работодателей, кто-то объясняет это различными стратегиями в поиске работы, кто-то – биологическими причинами (рождение детей и уход за ними). А может, надо просто заставить компании включать женщин в советы директоров?

Мужчины vs

. женщины: зачисление в учреждения третичного образования, 2008


Источник: Fact or Fiction? The Reversal of the Gender Education Gap across the World and the Former Soviet Union 2011


Гендерный разворот в образовании: где он произошел раньше?

Страны Год рождения когорты, на которой произошел гендерный разворот Разница в числе лет, потраченных на образование, в возрасте 25 лет (мужчины минус женщины)
Белоруссия 1945 -0,4
Аргентина 1946 -0,8
Колумбия 1949 -0,7
Панама 1949 -0,6
Бразилия 1953 -0,8
Франция 1953 -0,7
Филиппины 1953 -0,6
Монголия 1954 -1,2
Венесуэла 1955 -0,9
Армения 1955 -0,5
Киргизия 1955 -0,1
Португалия 1956 -1
США 1956 0
Израиль 1958 -0,1
Коста-Рика 1960 -0,4
Канада 1961 -0,5
Венгрия 1963 -0,3
Греция 1964 -0,8
Испания 1967 -0,7
Словения 1970 -0,6
Чили 1972 -0,1
Малайзия 1973 -0,2
Эквадор 1974 -0,3
Иордания 1974 -0,2
Вьетнам 1974 0
ЮАР 1975 -0,4
Румыния 1975 -0,1
Мексика - 0,1
Австрия - 0,1
Руанда - 0,6
Кения - 0,6
Палестина - 0,8
Китай - 0,8
Ирак - 1,1
Боливия - 1,2
Гвинея - 1,3
Индия - 1,5
Камбоджа - 1,6
Уганда - 1,6
Гана - 2,1

Источник: Ina Ganguli, Ricardo Hausmann, and Martina Viarengo. Closing the Gender Gap in Education: Does it Foretell the Closing of the Employment, Marriage, and Motherhood Gaps? 2011