© photobucket.com
Гари Шапиро, глава Ассоциации потребительской электроники (Consumer Electronics Association, CEA), идеолог и организатор международной выставки CES в Лас-Вегасе, несмотря на прекрасные отношения с ведущими игроками рынка, давно выступает как критик сложившихся подходов и принципов в области технологических инноваций.
На прошлой неделе Шапиро прочитал лекцию в Лос-Анджелесе, презентуя свою новую книгу «Ninja Innovation: The Ten Killer Strategies of the World's Most Successful Businesses». Slon записал главные тезисы выступления эксперта, который, как всегда, не стеснялся в оценках. По сути, Шапиро дал публике 10 советов – как избежать эпигонства и создать технологию, которая в будущем действительно будет претендовать на инновационность.
| Вырвитесь за пределы мира, навязанного Google и Microsoft, и посмотрите на свою кухню Вырвитесь за пределы мира, навязанного Google и Microsoft. Они разберутся без вас. Лучше посмотрите на свою кухню или гостиную. Поверьте, Google и Microsoft в них никогда не бывали. В каком бы доме вы ни жили – в загородной лачуге или в напичканной электроникой хайтек-квартире на Манхэттене – вы увидите бесконечное поле для инноваций.
| ||
| Посоветуйтесь с мамой и забудьте про смартфоны Спросите, что нужно, у своей мамы или тещи. Они, скорее всего, не анализировали рынок, не слышали про риски и не знают, что такое R&D. Зато они лучше, чем кто-либо, понимают суть и смысл массовых прикладных технологий. Вы думаете, что технологии будущего – это новые смартфоны, планшеты, консоли и очередные приложения? Ваша мудрая мама сметет все приложения шваброй, перепутав их с мусором на полу. Технологии будущего – это совершенно бесшумные миксеры (помните о пугливых младенцах!), полы-пылесосы (роботы-пылесосы – это уже не будущее, а унылое прошлое, расширяйте горизонты!), суповарки-автоматы (положите все необходимые ингредиенты в отсек – она почистит, порежет, скомбинирует и сделает суп для вас), телевизионный пульт управления, состоящий из трех кнопок (все, кто пользуется нынешними монструозными ТВ-приборами, похожими на пульт управления атомной электростанцией, вас тут же канонизируют). Помните: приложения не сварят суп и не подметут пол. Суп вечен, приложения – нет. | ||
| Научитесь разделять инновации и фантазию Вы придумали фантастическую технологию, вы даже создали прототип, вы видите, что технология работает. Инновация? Не обольщайтесь.
| ||
| Вернитесь к традициям, продайте технологию на продуктовом рынке Вы основали стартап, вы мыслите супертехнологиями, у вас взгляд провидца, вам даже начинают верить инвесторы, у вас есть айфон и планшет, вы зарегистрированы в 10 социальных сетях и уже научились ставить там лайки силой мысли. Вас уже взяли в будущее. Опомнитесь и стряхните с себя всю эту мишуру. Социальные сети полезны лишь для жалкого эпигонства. Вернитесь к традициям. Возьмите придуманный вами гаджет или хотя бы красивый рисунок вашей инновационной технологии, купите билеты в Бразилию или какую-нибудь средиземноморскую страну, пойдите там на обычный рынок и попробуйте, перекрикивая других продавцов, убедить деда Фернандо, который каждый день покупает там себе помидоры, что на ваш гаджет стоит хотя бы посмотреть. Или попробуйте доказать мне, что ваше изобретение полезнее и инновационнее помидора. Вы скажете: что за бред, на рынке продают продукты, при чем тут мой инновационный джойстик для управления мусорным бачком? Но это совершенно не важно. Настоящая инновация начинается в тот момент, когда дед Фернандо, откусывая помидор на своей террасе, хотя бы на секунду задумается о вашем существовании. | ||
| Изобретите велосипед Правило, утверждающее, что не надо изобретать велосипед, на самом деле ложное и дурацкое. Велосипед еще не изобретен. Изобретен лишь прототип велосипеда. Поразительно, как много сил тратится на инновационную начинку автомобилей и как мало внимания уделяется этому простейшему механизму, который до сих пор, если присмотреться, находится по своим конструктивным особенностям в допотопном состоянии.
| ||
| Делайте ставку на простые интерфейсы, а не на сложные функции Мир современных технологий – это бескомпромиссная конфронтация функциональности и интерфейсов. Производители убеждают нас, что чем сложнее, чем многозадачнее, чем функциональнее, тем правильнее. Стремление к простоте маргинально. Результатом навязываемой сложности стали интерфейсы, которые поглощают наше время, управляют нашей продуктивностью, повседневностью, бытом и отдыхом. Технологии будущего – это не только новые функции, но и новые интерфейсы, которые позволят экономить нам время. Придумывайте интерфейсы, а не функции. Это творческая и посильная для всех задача. | ||
| Придумывайте очень дешевые технологии Последние 20 лет были периодом очень дорогих массовых технологий, самых дорогих массовых технологий в истории.
| ||
| Придумывайте новые способы дистрибуции и продажи технологий Технологии будущего, как бы вы их ни упаковали и что бы это ни было (программное обеспечение, сложные системы, гаджеты, бытовые приборы, автомобили или машины для телепортации), будут распространяться и продаваться иначе, чем сейчас. Может быть, вы будете продавать чертежи устройства, которые потом будут использоваться для производства на домашнем 3D-принтере. Может быть, технологии будут распространяться по принципу P2P-сетей и вам надо будет придумать, как монетизировать эту модель. Может быть, ключевым процессом станет не продажа, а аренда, – вы будете возвращать залог, когда вам вернут гаджет на вторичную переработку, чего будет требовать экологическое законодательство. Придумывайте новые способы дистрибуции и продажи технологий – это уже само по себе будет технологией будущего. | ||
| Инновация невозможна без экологии Экологичность технологий – это то, о чем мы должны думать уже сейчас, не только в силу ответственности, но и в силу элементарной, практической рациональности. Экологические стандарты будут ужесточаться, появятся новые требования к материалам и процессу производства. Экология перестанет быть просто элементом маркетинга, она станет важнейшим фактором технологического производства.
| ||
| Технологии должны рекламировать себя сами Технологии будущего должны научиться выживать и приобретать популярность, не используя привычные нам сегодня маркетинговые схемы. Экономия прежде всего: не рассчитывайте, что с помощью рекламы вы убедите купить ваш технологический продукт. Технологический продукт сам должен стать рекламной площадкой, маркетинг должен быть заложен в самом его коде. Придумайте, как технологии будут продвигать себя сами, как обеспечить их маркетинговую самодостаточность, и вы будете королем мира. |