© Osservatore Romano / Reuters

В 2013 году техники Святого престола как следует «нахимичили». Ради шоу и во славу Божью. Во вторник, в 19 часов 44 минуты из трубы Сикстинской капеллы повалил уверенный черный дым. Именно повалил. Угольного цвета. Густой. Вздох разочарования на Сан-Пьетро... Но на самом деле чуда ведь никто не ждал? Не бывало такого, чтобы папу римского выбрали в первый же день. Даже восемь лет назад, на последнем конклаве, когда претендент на красные тапочки был только один, за него проголосовали лишь с третьего раза. Как всегда, был первый, разминочный черный, на следующее утро – еще один дым в 11:52, и лишь в 17:50 зазвонили колокола. Ровно через 45 минут, как следует поплакав в комнате плача, переодевшись в белое, Ратцингер, уже выбрав себе имя, вышел на балкон собора Святого Петра Бенедиктом XVI.

В Сикстинскую капеллу я попала в субботу. Когда объявили дату начала конклава, в отделе внешних сношений Ватикана быстро составили список избранных (по одному «телевизору» от страны) – RAI,CNN, BBC, телевидение Испании, Польши, Португалии... и мы. К месту встречи – на площадь, к статуе святого Павла – журналисты подходили подготовленными. «Кто надежнее спрячет радиомикрофон от швейцарской гвардии» – называлось соревнование. Под воротником пальто, под узлом галстука. Разрешили только съемки, но кому они нужны без интервью и эксклюзивного прижимания к печке... Труба – это первое, рядом с чем хочется постоять. Лабиринт труб тянется в небо. Я много понимаю в печках, и даже если бы не намекнул мажордом, это ж видно – отверстий-то два. Две щеколды. Две печки. Куда подкидывают солому? Или усилитель цвета, раз уж мы в XXI веке? Ребята в комбинезонах тогда еще не давали обет молчания, но тайну хранили, будто их вот-вот отлучат от церкви.

Пол поднят на целый уровень. До первой ступеньки алтаря. Два ряда столов «накрыты», стоят таблички с именами, перед каждым выборщиком – кардинальский набор: на красной коже ручка, Евангелие, программка с текстом клятвы и молитвами. В центре капеллы небольшой столик из вишневого дерева с подставкой для Евангелия. На нем и клялись, положив на книгу правую руку с перстнем.

Трансляцию начала конклава вело телевидение Ватикана. Чинно, с молитвами, кардиналы зашли в капеллу, замыкали процессию самый старый из выборщиков – кардинал Джованни Баттиста Ре и церемониймейстер Святого престола монсеньор Гвидо Марини. Первый дал клятву на латыни и остальных призвал присягнуть. Второй всех лишних выгнал вон. Знаменитое «Extra omnes» – «все вон» – прозвучало ровно в 17:15 по итальянскому времени. Марини подошел к двери, плавно закрыл перед собой огромные дубовые двери. В тишине было слышно, как повернулся ключ. Clavis.

Что там, внутри? Чего только не писали в эти дни. Но к началу конклава все, пожалуй, сходятся в одном. Четыре очевидные группы, четыре лобби, и у каждого свой фаворит.

1. Кардинал Скола. За итальянского папу будут голосовать кардиналы-иностранцы. Архиепископ Милана, кстати, сейчас – звезда во всех букмекерских конторах. В агентстве William Hill ставят только на него.

2. Долан. Американцы будут голосовать за архиепископа Нью-Йорка в первые дни. Если шансы будут малы – концепция изменится. Есть еще капуцин О'Мэлли, из Бостона. Это запасной вариант.

3. Клан Содано и так называемые дипломаты выбрали бразильца Шерера.

4. Клан Камерленго Бертоне пока в стороне. Как считает Марко Тозатти, ватиканист «Стампы», в его списке две кандидатуры. Кардинал Кокопалмерио, итальянец, или испанец Кастелло.

Если белый дым не пойдет до четверга, это значит, внутри серьезные проблемы. Это значит, что в бюллетенях могут появиться новые и совсем неожиданные варианты.

Распорядок дня у кардиналов напряженный. С 6:30 до 7:30 утра в гостинице «Святая Марта» накрывают завтрак. В 7:45 автобусами выборщиков везут на конклав. В 8:15 – месса в капелле Паолина, ровно час. В 9:30 двери капеллы закрываются, начинается утреннее заседание. В час дня – перерыв на обед, в 16:50 – вечерняя сессия. Ужин в восемь. 

© Stefano Rellandini / Reuters

Чтобы паства во всем этом на запуталась и не стояла целыми днями под дождем, гипнотизируя трубу, по случаю конклава почти все платформы выпустили мобильные приложения «Не проспи папу». Папский будильник (пришлось отдать 33 рубля, чтобы быть в тренде) присылает свежие статьи, предупреждает о начале голосования и зовет на Сан-Пьетро, ждать дым и смотреть на балкон. Кстати, ждать папу придется больше, чем обычно. Есть изменения в протоколе. По пути из комнаты плача в собор Петра будет остановка. Избранного понтифика заведут помолиться в капеллу Паолина. Решили, что перед началом труднейшего служения еще одно обращение к Богу не помешает.