© Tomi Um
Мне не хотелось поднимать эту тему в начале Великого поста, но на контрасте сообщений о скромном образе жизни нового римского папы, привыкшего ездить на общественном транспорте, и судебных сводок о 26-летнем иеромонахе-мажоре из Москвы, владельце личного автопарка общей стоимостью 15 млн и любителе быстрой езды, отправившем на тот свет двоих и покалечившем еще одного, побороть свое желание я не смог.
Почему-то православное сообщество при упоминании о католической церкви напрягается и смотрит на все, что там происходит, с некоторой опаской. Но мне кажется, что не противостояние, а сближение церквей необходимо. Сейчас меня окрестят еретиком, но я хочу объяснить, в чем суть моей идеи. Мне кажется, у католической церкви есть много того, чему бы нам стоило поучиться. Ярким примером служит новый папа Франциск, чей образ жизни перекликается со святоотеческой аскетической традицией, а в нашем случае любовь – наша общая, в том числе и иерархов – к автомобилям представительского класса, дорогим часам и панагиям с драгоценными каменьями даже вызвала попытку (правда, не слишком удачную) нового прочтения Евангелия. Ведь совсем недавно нам вдумчиво разъясняли, что роскошь, которой пользуются наши священнослужители, – это не их личная собственность, а собственность церкви, что нужна она лишь как символ исключительно высокого авторитета наших иерархов в обществе и так далее и тому подобное.
Один влиятельный протопоп, отвечающий за связи с общественностью, в эфире «Финам FM» сказал: «Нет ничего плохого в том, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ – это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи. В православии в этом нет ничего дурного».
Я не думал, что так скоро, еще до официальной интронизации нового папы, глава УПЦ Киевского патриархата Филарет раскритикует Франциска за призыв к бедности и повесит на него ярлык популиста. Филарету пришлось не по душе, что Франциск после своего избрания на папский престол уехал из Ватикана не на папамобиле, а в простом микроавтобусе, вместе с другими кардиналами. «Я не одобряю такие поступки, потому что это работа напоказ, – заявил Филарет в эфире украинской телекомпании. У него даже получилось прикрыть свою ревность к римскому собрату цитатой из Евангелия. – Когда мы читаем Евангелие, Господь говорит: "Не творите милостыни вашей перед людьми и не показывайте свою скромность перед людьми, а будьте скромными внутри, а не напоказ"».
Правда, после этого глава УПЦ попытался объяснять, почему сам он ездит на роскошном «мерседесе» и как это сочетается с той самой внутренней скромностью, о которой он поведал. Филарет, во-первых, сообщил, что дорогое авто ему подарили, а во-вторых, он очень уместно привел цитату из Ильфа и Петрова: «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения». И в этом, конечно, тоже есть смысл. А между тем Франциск заявил, что намерен служить прежде всего бедным: «Я хочу, чтобы и наша церковь была такой же бедной», – сказал папа, у которого слова с делами, похоже, не расходятся.
Мне кажется, примеру папы римского стоит последовать нам всем, прежде всего – людям обеспеченным, и тогда иерархи нашей православной церкви также последуют этому примеру. И я уверен, что жизнь во Христе, которой живет Франциск, окажется более вдохновляющей, чем любые доводы, не подкрепляемые любовью, действительной скромностью и сиюминутной готовностью быть распятым за ближнего. Может быть, в наших головах что-то поменяется и мы попытаемся начать жить по заповедям. А вот такие высказывания о том, что это сделано исключительно из популистских соображений, как мне представляется, лишь вводят людей в смущение. Почему мы привыкли видеть во всем только плохое?