© Ellen Weinstein

С недавних пор декларации депутатов Государственной думы стали внимательно изучать сотни блогеров – и уже обнаружили десятки «забытых» вилл и апартаментов. Этой весной процесс изучения декларации станет еще интереснее: помимо забытой собственности, мы все сможем искать новое имущество бюрократов и депутатов, стоимость которого превышает доход семьи за три года. С января вступил в силу федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Теперь все публичные должностные лица должны будут обосновывать свои крупные покупки, а если специальная комиссия посчитает основание неправдоподобным, такое имущество подлежит конфискации. 

Мы, конечно, понимаем, что все эти комиссии, созданные внутри законодательных собраний и прочих органов власти из самих же депутатов и чиновников, особого рвения проявлять не будут. Но тут на помощь придут блогеры, которые будут тыкать в конкретных чиновников и депутатов, утверждающих, что живут на одну зарплату, а при этом покупают себе очередную квартирку в столице. 

В общем, всем уже очевидно, что декларации – это не такая уж и бессмыслица, как кому-то могло изначально показаться. И вот в преддверии наступающего сезона деклараций (депутаты и губернаторы начнут публиковать в апреле, а прочие чиновники – в мае) мы в Центре антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» решили изучить, насколько легко найти декларации на сайтах региональных властей и как именно они их прячут.

Картина получилась не очень радостная. В 22 регионах нам вообще не удалось найти деклараций депутатов региональных заксобраний. А в 11 из них в региональное законодательство до сих пор не внесена норма, которая обязывала бы размещать декларации региональных законодательных собраний в интернете.

Регионы, в которых декларации депутатов не удалось найти

Субъект Федерации Законодательство субъекта обязывает
публиковать декларации
Республика Адыгея (Адыгея) ДА
Республика Башкортостан НЕТ
Республика Дагестан ДА
Республика Карелия ДА
Республика Мордовия ДА
Чеченская Республика НЕТ
Краснодарский край НЕТ
Красноярский край НЕТ
 Астраханская область ДА
Брянская область ДА
Воронежская область Нет данных
Иркутская область НЕТ
 Камчатский край НЕТ
Омская область НЕТ
Свердловская область НЕТ
Томская область НЕТ
Тюменская область ДА
Еврейская автономная область НЕТ
Чукотский автономный округ ДА
Ямало-Ненецкий автономный округ  ДА
Курганская область НЕТ
Ненецкий автономный округ ДА
Порядок публикации деклараций поражает разнообразием. Например, в Московской области действует смехотворная норма, согласно которой декларации размещаются на сайте лишь на один месяц. Почему эти данные должны потом удаляться с сайта – совершенно непонятно. 
Загадочно обстоят дела с данными о доходах и имуществе в Тюменской области. Исполняющая обязанности начальника управления государственной службы и кадров областной думы Оксана Жмакина описала ситуацию следующим образом: «Федеральное законодательство не содержит технических требований по размещению данной информации на сайтах государственных органов. Способ размещения согласован с руководством думы и не противоречит федеральному законодательству, что подтвердилось проверкой прокуратуры». Но никто, кроме руководства думы и прокуратуры, найти эти декларации не смог. 
В Ямало-Ненецком автономном округе тоже решили спрятать декларации депутатов. Но тут прокуратура решила проявить здравый смысл и признала, что «сведения носят характер закрытой информации, не доступной для пользователей сети Интернет, не осведомленных об алгоритме ее поиска». Алгоритм поиска следующий – надо найти раздел новостей за 4 мая, в нем зайти в новость «Реализация федерального законодательства», в которой слова «депутаты» и «госслужащие» являются ссылками для скачивания файлов с данными о доходах и имуществе. Интуитивно понятный интерфейс, правда? 
Отдельно хочу обратить внимание на всяческие «рюшечки». Например, Дума Ставропольского края публикует свои декларации в очень красивом формате, где можно даже странички переворачивать, но при этом эти данные почти невозможно обрабатывать. Попробуйте хотя бы загрузить эти данные к себе на компьютер. Впрочем, это не идет ни в какое сравнение с Конституционным судом Российской Федерации, который выбрал формат, будто специально созданный, чтобы затруднить изучение данных о доходах и имуществе.
С губернаторами ситуация обстоит чуть лучше – у них сайты поменьше, и найти декларации там оказалось проще. Правда, нам не удалось найти данные на сайтах 23 субъектов Федерации. 
И губернаторы, и законодательные собрания получили в нашем исследовании от 0 до 3 баллов за удобство изучения и само наличие деклараций. Суммируя баллы, мы составили сводный рейтинг доступности деклараций региональных органов власти (с описанием методологии можно ознакомиться на сайте Центра ТИ-Р). Общий диагноз можно поставить такой – каждый прячет свои декларации, как хочет. И федеральная власть, и прокуратура на местах закрывают на это глаза. Ибо всем чиновникам очевидно, что чем меньше людей увидит данные о доходах и имуществе должностных лиц – тем меньше вопросов возникнет у граждан.