© Leonard De Selva

Вчера президент неожиданно подписал два долгожданных указа, прикрывающих все дыры, которые накопились в антикоррупционном законодательстве. Попробую вкратце разобрать эту антикоррупционную кашу. Самое большое новшество – появление в российской правовой системе понятия защиты «заявителя о коррупции». Правда, этому посвящен не отдельный закон, как это принято во многих странах, а лишь два пункта одного из указов. Для обычного гражданина ничего не изменилось, ему лишь дали право рассчитывать на бесплатную юридическую помощь «при подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями». Вряд ли это как-то поможет заявителям на практике. Немного более серьезные изменения произошли в жизни государственных служащих. Если они сообщат о коррупции в правоохранительные органы или даже в СМИ, уволить их станет чуть сложнее. Теперь в течение года после заявления о коррупции любые дисциплинарные санкции можно будет выносить только с согласия специальной комиссии, на заседания которой будут приглашать и сотрудников прокуратуры. То есть появляется небольшая надежда, что человеку удастся сохранить рабочее место, пока его начальника не уволят самого по итогам проверки опубликованных коррупционных фактов. Правда, в законе есть лазейка – всегда можно найти нарушения, которые чиновник совершил еще до публикации сообщения, и тогда никаких комиссий собирать не нужно. Так что защита заявителя получилась очень слабенькой. Но само ее появление – это огромный прорыв для нашей правовой системы. Один из указов целиком посвящен декларированию расходов. В частности, в нем вводится форма, по которой чиновникам предстоит отчитываться о расходах. Форма предельно простая – настолько, что даже не очень понятно, как на практике будет проверяться обоснованность расходов, если источником будут, например, указаны «накопления за предыдущие годы». Помимо этого указы предоставляют управлению президента по вопросам государственной службы и кадров право проверять полноту деклараций и обоснованность сведений о расходах любых лиц, подающих эти декларации, вне зависимости от проверок, которые будут проводиться на местах. То есть в России все-таки появляется некий мегаконтролер деклараций под руководством бывшего эмвэдэшника и экс-сенатора Владимира Яковлевича Кикотя, хотя, скорее всего, реально управлять процессом будет бывший глава департамента экономической безопасности МВД, а ныне помощник президента Евгений Школов. Во всяком случае, именно он участвовал во встрече со СМИ по поводу этих нововведений. Одним из самых спорных моментов в опубликованных указах является перенос сроков подачи деклараций о доходах за 2012 год с апреля на июль. Заявлено, что это делается для того, чтобы чиновники смогли спокойно избавиться от иностранных счетов. Что вызывает сразу множество вопросов. Во-первых, закон, запрещающий эти счета, прошел только первое чтение и пока не имеет юридической силы. Во-вторых, в декларации должны указываться все счета по состоянию на 31 декабря 2012 года, так что нет разницы, закрыл их чиновник или нет. Даже если закон будет принят в ближайшее время, ничто не мешает обязать чиновников в трехмесячный срок предоставить сведения о закрытии имеющихся счетов. Перенос срока подачи деклараций автоматически означает, что переносится и срок публикации. В итоге большинство деклараций появится на сайтах лишь в середине июля, когда вряд ли найдется много граждан, интересующихся доходами и имуществом чиновников. Остается только надеяться, что эта «временная мера» не войдет у наших чиновников в привычку и в будущем году декларации будут публиковать весной, когда общество еще готово обратить на них внимание.