© Bruce Emmett

Накануне 12 апреля мы поинтересовались мнением наших сограждан о перспективах встречи землян с внеземными цивилизациями и об опыте подобных контактов в прошлом. Выяснилось прежде всего, что большинство россиян (53%) в существование таких цивилизаций не верят. Но и верят многие – 38%. Для прочих вопрос открыт.

Однако этот же вопрос мы впервые задали два года назад, и тогда распределение мнений было почти зеркально противоположным: 50% опрошенных заявили, что верят в существование таких цивилизаций, а 36% – что не верят. В чем же дело? Неужели за два года представления россиян об иных мирах столь существенно изменились? Нет, конечно.

Дело, как это часто бывает, в контексте. В 2011 году вопрос о внеземных цивилизациях завершал фрагмент опроса, посвященный космическим сюжетам; до него речь шла о задачах и перспективах российской космонавтики. Соответственно, данный вопрос был «вписан» в научно-технический, прогрессистский, «рациональный» контекст (и звучал как вопрос о том, есть ли шанс в ходе освоения космоса, при дальнейших исследованиях соприкоснуться с иными цивилизациями).

Но за последние десятилетия в обыденном сознании сформировался и, похоже, стал преобладающим совершенно иной – условно говоря, «мистический» или иррациональный – контекст восприятия темы внеземных цивилизаций, где пришельцы соседствуют со всяческими паранормальными явлениями, с телевизионной поп-эзотерикой, рынком оккультных услуг и так далее. И когда сейчас, в апреле 2013 года, мы начали разговор с респондентами с вопроса о том, верят ли они в существование таких цивилизаций, данный вопрос был, видимо, услышан многими именно в этом, «мистическом» контексте. Грубо говоря, не про «братьев по разуму», обитающих в глубинах космоса, а про «зеленых человечков», суетящихся где-то поблизости.

Конечно, если человек твердо убежден во множественности цивилизаций во Вселенной либо в космическом одиночестве землян, он в любом случае ответит одинаково – вопрос-то сформулирован недвусмысленно. Но те, у кого устойчивых убеждений на сей счет нет, могут давать разные ответы в зависимости от контекста восприятия вопроса. И можно, пожалуй, заключить, что именно этим обусловлено столь ощутимое сокращение доли респондентов, давших утвердительный ответ.

Вернемся к нынешним ответам. Любопытно, что респонденты, называющие себя православными (а таковых – почти две трети, 64%), верят в существование внеземных цивилизаций гораздо охотнее, чем представители атеистического меньшинства (25% участников опроса) – см. следующий график.

Скажите, пожалуйста, вы верите или не верите в существование внеземных цивилизаций?
% опрошенных

Впрочем, если речь здесь идет не о согласии либо несогласии с некоей гипотезой, а именно о вере, о предчувствии чуда, то и позиция респондента определяется скорее балансом рационализма и мистицизма в его мироощущении, нежели системой взглядов, представлений об устройстве мироздания. Так что, пожалуй, и неудивительно, что предположение о существовании инопланетного разума чаще оказывается чуждым для атеистов, а не для людей религиозных либо декларирующих религиозность.

Соотношение верящих и не верящих во внеземные цивилизации в известной мере зависит от возраста: молодые и пожилые (до 30 и старше 60 лет) чаще отрицают их существование (по 57%), чем представители средних возрастных когорт (48–49%). Что тоже выглядит вполне естественным: времена шатания устоев – и позднесоветская пора, и годы перестройки, и 90-е – больше благоприятствовали живому интересу ко всему таинственному, не вписывающемуся в «рациональную» картину мира, чем более ранние и более поздние времена социализации старшего и младшего поколений.

Стоит отметить также, что люди, окончившие лишь среднюю школу либо не получившие и среднего образования, гораздо меньше склонны верить в существование внеземных цивилизаций (верят – 32%, не верят – 60%), чем обладатели среднего специального (42 и 47%) либо высшего (42 и 51%) образования.

Большинство наших сограждан, считающих, что во Вселенной есть и иные цивилизации, убеждены, что представители последних уже посещали Землю и общались с ее жителями, а также полагают, что такой контакт состоится в ближайшие 50 лет (см. следующий график).

Как вы думаете, представители внеземных цивилизаций уже посещали или еще не посещали нашу планету? И если посещали, то контактировали или не контактировали с людьми?
Данные в % от числа верящих в существование внеземных цивилизаций

По вашему мнению, в ближайшие 50 лет состоится или не состоится контакт внеземных цивилизаций с людьми?
Данные в % от числа верящих в существование внеземных цивилизаций

При этом почти половина тех, кто считает, что межпланетные контакты уже были, не берутся судить о том, пользу или вред они принесли землянам, и более половины ожидающих встреч с «братьями по разуму» в обозримом будущем не рискуют отвечать на аналогичный вопрос применительно к грядущему Контакту. Однако некоторые отвечают на эти вопросы вполне уверенно, причем втрое чаще оценивают прошлые и будущие встречи с инопланетянами как полезные для землян, чем как вредные.

В целом 12% российских граждан убеждены, что в ближайшие полвека Контакт состоится и принесет землянам пользу, 4% – что состоится и нанесет вред. Стоит присмотреться к аргументации этих оптимистов и пессимистов (им были заданы соответствующие открытые вопросы) – тем более что их доводы могут быть не чужды и тем, кто ожидает Контакта, но не берется прогнозировать его исход. Да и вообще небезынтересно, на что надеются и чего опасаются люди, уверенные в скорой встрече с иными цивилизациями.

Оптимисты, впрочем, довольно предсказуемы – большинство из них уповают на содействие инопланетян в деле освоения новых знаний и технологий: «чему-нибудь научат», «познакомимся с новыми технологиями», «более развитые цивилизации донесут новую информацию», «что-то новое, поучительное преподнесут», «новые технологии и лечение сложных болезней», «помогут в прогрессе». Иногда будущее время непринужденно заменяется прошедшим или настоящим («у людей появляются новые способности после встречи», «они же научили майя: календарь»): для некоторых Контакт не перспектива, а едва ли не повседневная практика.

Не единичны и высказывания, в которых выражается уверенность, что инопланетяне бдительно следят за происходящим на Земле и всегда готовы выполнить функции МЧС: «они спасают нашу планету», «верю, что в Челябинске инопланетяне спасли город, Землю от метеорита», «они прилетят на помощь из-за экологических проблем, чтобы мы не угробили планету», «оберегают от ядерной войны». Иногда такая забота представляется небескорыстной: «эксперимент мы для них, поэтому они нам помогают», «мы являемся подопытными других цивилизаций: есть шанс, что спасут от гибели человечество».

Кое-кто ожидает от инопланетян наставничества, вразумления: «люди оплошали – они нас вразумят», «потому что, может, наши люди добрей будут при помощи другой цивилизации», «научить людей задумываться, что они творят и куда это заведет». Причем не все считают, что учить надо «нас» – можно ограничиться и более локальным воздействием: «научат наших правителей, что жить надо не только для себя, но и для народа».

Что касается пессимистов, то одни опасаются истребления землян или колонизации планеты («будет Армагеддон», «более могучие цивилизации поглощают более слабые», «они поступят с нами, как когда-то в Америке с индейцами, – уничтожат нас»), другие просто страшатся неизвестности («разный уровень, это в любом случае неизвестность», «незнакомая цивилизация – что у них на уме?»), третьи разделяют упомянутое выше мнение о том, что над землянами экспериментируют, но полагают, что добром это не кончится («опыты над нами проводят», «нас могут использовать как подопытных кроликов», «может, эти болезни, разрушения они нам и посылают, тормозят наше развитие»). Четвертые уверенно говорят об ущербе, который инопланетяне наносят здесь и сейчас: «они нас всячески уничтожают, воруют», «много случаев, что люди, встречавшие <инопланетян>, заболевают», «психика человека нарушается», «людей похищают». Опрос, уточним, проводится по месту жительства, никакие спецучреждения в выборку не попадают.

Выделяется на общем фоне точка зрения респондентов, полагающих, что Контакт закончится для землян плохо потому, что мы этого заслуживаем: «мы, наверное, их уже достали своими достижениями», «мы никому не нужны, мы бесполезны, плохо себя ведем», «не верю в их доброту; да и вправду человечество не заслуживает хорошего отношения».

Однако, пожалуй, самый впечатляющий результат опроса представлен на последнем графике. Абсолютное большинство россиян (52%) полагают, что руководство страны располагает секретной информацией о внеземных цивилизациях, и менее четверти (22%) считают, что такой информации у него нет.

Как вы думаете, руководство нашей страны обладает или не обладает секретной информацией о внеземных цивилизациях?
% опрошенных

Людям, верящим в существование внеземных цивилизаций, сложно представить, чтобы руководство страны не знало об этих цивилизациях нечто такое, чего простым смертным знать не дано. В какой бы галактике не обретались инопланетяне, высшая власть должна обладать сокровенными знаниями о них и держать такие знания в строжайшей тайне. А иначе – власть ли это вообще?

Но когда каждый третий из числа людей, полагающих, что внеземных цивилизаций не существует, убежден, что руководство страны об этих – несуществующих – цивилизациях ведает нечто глубоко засекреченное (а это, учтем, 17% россиян), и еще столько же допускают, что дело обстоит именно так (ибо затрудняются с ответом на вопрос), то на этом фоне картина мира респондентов, полагающих, например, что «компьютеризация пошла от других цивилизаций» или что «все цивилизации наблюдают за Землей и не допускают сильных катаклизмов на Земле», выглядят достаточно стройной, а они сами – людьми весьма здравомыслящими.