© Alayl Hatrerg / Reuters
«Пока окончательно не стемнело, я сел на велик и поехал кататься по городу», – сказал мне по телефону приятель Эрон, живущий в пяти минутах ходьбы от финишной линии Бостонского марафона – того самого места, где взорвались бомбы. «В день марафона вечером в центре города всегда много народа, люди идут отмечать... а сегодня было пустовато, хотя рестораны работали. Я доехал до охраняемого полицией периметра и наткнулся на Андерсона Купера из CNN, который вел оттуда прямую трансляцию. Встал за ним и позвонил маме и сестре. Они меня узнали в телике по моему велосипедному шлему...»
В день марафона – третий понедельник апреля – многие бостонцы не работают. В штатах Массачусетс и Мэн это вообще праздничный день, известный как День патриотов. Он призван напоминать американцам, что 19 апреля 1775 года произошли два первых сражения с англичанами – в Лексингтоне и Конкорде, с которых началась американская война за независимость. Правда, в последнее время патриотическая подоплека отошла на второй план, и все чаще про третий понедельник апреля говорят как про день марафона. Бостонский марафон – старейший в мире ежегодный марафон, он проводится с 1897-го, и в этом году на него съехалось более 27 тысяч участников. И в этот же день по традиции на своем поле «Фенуэй Парк» выступает бостонская бейсбольная команда «Ред сокс». Поэтому у многих жителей Бостона сложился ритуал: с утра пойти посмотреть бейсбол, а потом – на марафон. Но в этом году на втором состязании их поджидали взрывы.
Выступивший вскоре после случившегося президент Обама упомянул День патриотов и сказал, что в этот день мы чествуем свободный и независимый дух, которым великий американский город Бостон отличался с первых дней существования нашей нации. Но Обама не первым вспомнил про праздник; в Twitter уже вовсю обсасывалась возможная временная привязка взрывов ко Дню патриотов.
Дело в том, что в недавней американской истории с этой датой так или иначе оказалось связано не одно драматическое событие. Поясню: до 1969 года День патриотов отмечался исторически достоверно 19 апреля, позже его стали праздновать в третий понедельник апреля. 19 апреля 1995-го было взорвано здание, в котором размещались федеральные учреждения в Оклахома-Сити; до атаки 11 сентября 2001 года это был самый крупный теракт на территории США, унесший 168 жизней. 19 апреля 1993 года трагически завершилась осада забаррикадировавшихся членов секты «Ветвь Давидова» в местечке Уэйко в Техасе, когда погибло 82 человека. Собственно, Тимоти Маквэй признавал, что устроил оклахомский теракт в отместку за расправу федералов над сектантами. Еще одно печальное событие произошло 16 апреля 2007 года, когда студент застрелил 32 человека в Виргинском политехническом институте. Расправа в Уэйко и резня в Виргинском политехе произошли непосредственно в третий понедельник апреля, в День патриотов.
Принимая во внимание вышеприведенную хронологию, не удивляюсь, что среди тех, кто жаждет высказать свое мнение по поводу происшествия в Бостоне, большинство склоняется к тому, что этот первый после нападения 11 сентября 2001 года увенчавшийся успехом теракт был антиправительственным по своим намерениям. И что организован он своими террористами – будь они сумасшедшими или крайне правыми, без участия иностранных организаций типа «Аль-Каиды» или Северной Кореи. Да, я слышал и такие рассуждения, оправдываемые недавним пропагандистским видеоклипом, в котором Америка была показана в перекрестии прицела.
Хотя президент Обама предостерег нацию от поспешных выводов, сказав, мол, мы не знаем, кто это сделал и почему, 15 апреля – это еще и последний срок подачи федеральной налоговой декларации за прошлый год, когда у граждан возможно обострение аллергии на федеральное правительство. А тут еще, как назло, всплывает «бостонское чаепитие», на которое любят оглядываться устроители политических акций. Отсутствие фактической информации – настоящее раздолье для любителей исторического символизма и конспиративных теорий.