Геннадий Тимченко © Кирилл Каллиников / РИА Новости

Налоговый резидент Швейцарии, гражданин Финляндии, участник списка миллиардеров Forbes и владелец компании Volga Resources Геннадий Тимченко дал интервью швейцарской газете Neue Zürcher Zeitung (англ. перевод). В нем он рассказывает, что успех его и Бориса Ротенберга не зависит от знакомства с Путиным, что его Gunvor может переехать в Сингапур, если Швейцария поднимет налоги, и т.д. Вот самое главное.

Успех Тимченко и Ротенберга не зависит от Путина

«Да, я его знаю, это не секрет. Я никогда этого не отрицал, как и он. Однако связывать мой успех с тем, что я его знаю, – нонсенс. Маленький пример: я уже был успешным бизнесменом <...> и летал на личном самолете в то время, когда Владимир Путин был еще заммэра Петербурга. Никогда не было и никогда не будет никакой связи между моим успехом и моим знакомством с Путиным. <...> Факт, что Ротенберг знает Путина, не имеет значения. Ротенберг знал Путина 45 лет. Ротенберг – успешный бизнесмен, но не все бизнесмены, знавшие Путина, стали успешными».

Почему питерские так успешны? Они просто более эффективны

«Санкт-Петербург – культурная столица России. Если взять абсолютное число, там не так много жителей (в Петербурге живет более 5 млн человек, и это сороковой в мире и второй в России город по количеству жителей. – Slon). Но люди там обладают определенной харизмой, поэтому они привлекают внимание. В Москве сейчас много людей из Петербурга, которые добились успеха в различных сферах, таких как экономика или культура. Тем не менее ничего экстраординарного или странного в этом нет – это доказывает только, что определенные личности более эффективны и поэтому более успешны».

Россия будет стабильной

«Россия может считать удачей, что ее президент – Путин. Мы могли наблюдать развал страны, вместо единой страны могло появиться несколько мелких стран. Случившееся, таким образом, позитивно, и у нас есть шанс продолжить развиваться стабильно».

С Сечиным мы не конкурируем – с Сечиным мы сотрудничаем

«У нас [с главой «Роснефти» Игорем Сечиным] очень хорошие отношения. Я знаю его даже дольше, чем Путина. То, как пишут в СМИ, что мы не ладим, абсолютно беспочвенно. <...> Я бы не сказал [что мы с «Роснефтью» прямые конкуренты]. Вы не можете соперничать с ними. Они – самые большие [на рынке]. Они производят больше сырой нефти, чем мы продаем. Если бы они начали заниматься продажами тоже, они абсолютно точно стали бы самыми мощными. Мы не конкурируем – мы стараемся сотрудничать с ними».

Gunvor может уйти из Швейцарии из-за изменений в налоговой системе

«Нет ничего плохого в единой ставке налогообложения [которую Евросоюз просит Швейцарию изменить]. Это причина, по которой богатые люди оседают здесь и тратят множество денег. Это приносит пользу городу и государству. <...> Мы говорим о больших деньгах. Ганвор платит больше 100 млн швейцарских франков налогов в год. Нет ничего плохого в этом, правда? Я плачу налоги здесь, но если бы нет, Ганвор, вероятно, тоже не платил бы здесь налоги. Как я и говорил раньше, нам очень комфортно в Женеве, и если правительство фундаментально поменяет базовые условия, мы будем вынуждены произвести новые расчеты. Мы можем переместиться в Сингапур в любое время. <...> Сингапур – тоже безопасное и стабильное место. Климат, наверно, чуть-чуть другой, но к этому можно привыкнуть. Но до этого не должно дойти. Швейцария – суверенная страна, и имеет автономию внутри Европы. Я в определенном смысле сожалею о том, что Швейцария сближается с Европой. Я против вступления в Шенген. Кто-то недавно пытался вломиться на мою виллу. Такие неприятности становятся все более частыми».

Европа развивается в неправильном направлении

«Все развитие Европы сейчас тревожит. Идея объединить Европу не плоха в целом, но Брюссель хочет сделать это чересчур быстро. Невозможно просто так взять и объединить страны с очень низкими уровнями экономического развития, очень разными уровнями индустриализации и огромным неравенством доходов. При правильном руководстве в Брюсселе это могло бы сработать, но сейчас я не вижу там лидера. Европа – не Швейцария – страдает от того, что у них нет лидеров. Я не думаю, что Европа имеет перспективы экономического процветания. В энергетическом секторе Европа не развивается. Из-за кризиса потребление газа и других источников энергии сокращается. Я был недавно в Китае, они сжигают 1,5 млрд тонн угля в год. У России есть огромные резервы, и она способна удовлетворить этот спрос. Мы строим терминалы, дороги и можем обеспечить китайский рынок. Будущий рынок – в Азии. Впрочем, мы не против инвестиций в Европу. У нас есть заводы здесь, и мы инвестируем в США, Россию, ЮАР, Индонезию. Для нас важно действовать по всему миру. Сейчас Европа уже не так важна».