© Marie Campbell / Flickr.com
В ночь на вторник Владимир Путин никак не мог уснуть. Чудовищно болела голова, и вдобавок его терзали тревожные мысли: что же будет послезавтра, в первый день суда над Навальным? Что будут писать об этом в блогах и твиттере? Один только Олег Кашин напишет сразу 5–6 гневных колонок в разные издания, а ведь есть еще и Екатерина Винокурова из «Газеты.ру», есть «Особое мнение» Сергея Пархоменко и едкие авторы «Новой газеты» и «Нью-Таймс», не говоря уже о тысячах оппозиционно настроенных пользователей твиттера.
Внезапное решение заставило Путина вскочить с кровати. Прямо в пижаме он ворвался в рабочий кабинет и, не включая свет, безошибочно нащупал трубку нужной «вертушки». «Алло!» – послышался заспанный голос в трубке. «Дима, не разбудил?» – даже в волнительные минуты Владимир Путин старался быть вежливым с друзьями. «Нет, я все равно играл на айпэде в бадминтон», – соврал Дмитрий Медведев (на самом деле он с детства всегда ложился не позднее девяти вечера). «Дима, слушай сюда, я все решил. Завтра в Элисте я вас отчитаю и пригрожу отставкой».
«За что?» – испугался Медведев. «Да нет же, это будет не по-настоящему, понимаешь, чтобы просто никто не обсуждал этого Навального». «Вы что, это же по всем каналам пойдет тогда, это же страшное дело», – в голосе Медведева чувствовалось отчаяние. Путин был к этому готов, он все уже продумал: «Нет, Дима, мы это устроим как слив, понимаешь, все как бы случайно в интернет просочится. Я сегодня же скажу майору Габрелянову, чтобы был готов». – «Но только пусть потом Песков все опровергнет». – «Конечно-конечно, как обычно, не беспокойся, не в первый раз же», – успокаивал Путин. Еще через 15 минут, после пары коротких звонков, Владимир Владимирович уже спал глубоким, спокойным сном.
Примерно так представляют себе ход событий прогрессивные пользователи интернета. Вы можете предложить какой-нибудь другой изощренный сценарий закулисной игры, но вот если вы засомневаетесь в самом факте заговора, то тут же станете наивным чудаком, который думает, что «там» бывает что-то «случайно», или что некто может что-то позволить себе без указки сверху. Кремлевская политология – любимое занятие российского обывателя, объединяющее все слои населения – от сельских алкоголиков до столичного креативного класса. О чем можно поговорить в поезде со случайным попутчиком, если не о футболе или о подковерных политтехнологиях?
Этот неубиваемый дух Светланы Пеуновой в одинаковой степени близок обществу и власти. Но только если для общества «они» – это некие таинственные махинаторы в администрации президента или, может быть, в некоем бункере кооператива «Озеро», то для власти «они» – это государственный департамент США, который каждый квартал отстегивает шайке Людмилы Алексеевой по миллиарду долларов. Не могут же люди просто так на митинги выходить, должны быть какие-то кукловоды!
Только у параноиков беседы о заговорах могут вызвать ощущение тревоги, а нормальных людей хорошая теория заговора, наоборот, успокаивает. Только для этого-то она и нужна. Путин так может объяснить себе, откуда взялись недовольные граждане. Чиновники в администрации президента так могут превратиться из дилетантов, не способных добиваться исполнения собственных решений, во всемогущих серых кардиналов. Ленивый блогер так оказывается политическим аналитиком. Оппозиционеру тоже прямая выгода: если «они» читают интернет и все отслеживают, то я им тогда сейчас задам в интернете (и на митинг тогда уже можно и не ходить.) И потом, куда приятнее представить, что власти играют представление перед твоим строгим взором, чтобы умаслить тебя, заставить тебя поверить. И как приятно смело сказать в интернете: «Нет, я не верю вам, я раскусил вас, я сорвал ваши планы!» Гораздо лучше, чем ощущать себя совершенно игнорируемым и беспомощным налогоплательщиком, о которого уже 13 лет вытирают ноги, правда?
Беда еще в том, что помимо этих глобальных и бессмертных конспирологических теорий, у каждого чиновника, у каждого самого мелкого госслужащего обязательно есть какая-нибудь своя собственная аккуратная и внутренне непротиворечивая теория относительно устройства вышестоящей инстанции. У богом забытого депутата заксобрания каких-нибудь Верхних Утюгов обязательно есть теория ведущейся против него информационной войны. И хотя все это делает политику абсолютно непредсказуемой, алогичной, иррациональной и деструктивной, разоблачать такие теории грешно. Это жестоко, потому что у русского человека ничего уже и не осталось в жизни, никакой другой искренней веры, никакой другой системы координат. Без своего уютного и понятного мира, где он может все объяснить и заранее предсказать (и не важно, сбудется ли), без всего этого он станет жалким, беспомощным, униженным.
Так что не будем отчаиваться, не будем лишать себя последнего удовольствия. Значит, все-таки думаете, Путин Медведева заранее предупредил? А если это артподготовка к отставке правительства? На нас с вами хотят протестировать реакцию, а потом уже на широкие массы выдавать? Посмотрим телеканал «Дождь». Нет, «Дождь», говорят, под Путиным уже, все, прижали. Но тогда медведевские сейчас чем-то должны ответить! А вдруг «Единая Россия» за Медведева впишется? Ведь ее тоже хотят на ОНФ заменить. Говорят, Жириновский уже что-то про правительство сказал. Он просто так не скажет. Вот оно, началось!