© Moker Ontwerp / flickr.com

На проходящей сейчас конференции РИФ+КИБ 2013 эксперты в один голос называют RTB (Real Time Bidding ) главным трендом российского рынка интернет-рекламы в 2013 году.
Рано или поздно это должно было случиться. Миллионы фотографий и миллиарды лайков ежедневно появляются в Facebook, Twitter, «ВКонтакте». Интернет-компании создают собственные экосистемы, чтобы всегда, независимо от платформы и времени, быть рядом с пользователем. Пример тому – Facebook Home.

Открытое интернет-пространство и наше стремление к публичности давно сформулировали правило жизни интернет-гигантов: привлекай людей, получай данные и монетизируй их. В качестве ответа на эти вызовы появилась индустрия «Больших данных» (Big Data), участники которой находят и обрабатывают информацию самыми разными способами.
В 2012 году этот рынок оценивался в $11,4 млрд, в 2013-м – ожидается прирост на 61% и $18,1 млрд. Развитие отрасли Big Data ознаменовало появление команд аналитиков – стартапов и отдельных подразделений у крупнейших IT-игроков вроде IBM. С помощью самых разных программных решений они строят гипотезы, систематизируют массивы данных, находят корреляции в поведении пользователей и делают выводы, которые в том числе помогают грамотно настраивать рекламу.

Эволюция рекламы

Медийная реклама – старейшая в интернете. Когда разговоры о том, что баннеры не работают и неэффективны, достигли критической массы, в индустрии придумали решение: создать технологию, которая позволит показывать их тем, кому они с наибольшей вероятностью будут интересны. Теперь за обычным показом баннера могут стоять сотни людей, которые сделали так, чтобы именно в этом месте именно вы его увидели.
По данным eMarketer, объем медийной рекламы продолжает расти, и в 2013 году он достигнет $17,70 млрд. Основные игроки – Facebook ($2,18 млрд в 2012 году) и Google ($2,26 млрд в 2012 году). Агентство отмечает, что в этом году Facebook должен превзойти Google, в том числе благодаря потенциальной силе Facebook Exchange (FBX), – платформе, которая позволяет рекламодателям покупать рекламу по аукционной модели.
Недавно Facebook снова изменил профиль, теперь на главной странице появились дополнительные вопросы: какие фильмы вы смотрите, какие книги читаете? Для рекламодателей и самой социальной сети это означает новые персональные данные, за которые она давно вступила в соревнование со своим главным конкурентом.
Если смотреть шире, то и сервис «Подарки», казалось бы, имеющий прямую конвертацию в деньги, для Facebook может быть даже важнее с точки зрения лучшего понимания пользователя – кто за что готов заплатить. Не говоря уже про возможности мобайла, где у социальной сети еще огромный потенциал.
Массив собранных пользовательских данных необходимо постоянно обрабатывать. Этим занимаются специальные компании, несколько лет назад и сделавшие возможным механизм торгов в режиме реального времени – RTB. Его суть такова: рекламодатель называет цену, которую готов заплатить за показ, дальше включается закон спроса и предложения, и механизм определяет того, кто сделал самую высокую ставку.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с игрой на бирже – в данном случае, повышая и понижая ставки, люди покупают и продают не акции, а показы медийной рекламы. В такой механике продажи рекламы цена регулируется рынком, рекламодатель находит своего потребителя на наиболее выгодных условиях.
В общем, аукционная система позволяет продавать рекламу выгоднее и делать ее более целевой, что, с одной стороны, выгодно рекламодателю, с другой – формирует новый рынок отдельных элементов (поставка данных, платформы для торгов, площадки), и наконец, позволяет паблишерам продавать трафик, который может оставаться от прямых продаж.
Эффективность такого подхода понятна для рекламодателей, но не всегда понятна для площадок. Когда рекламный интернет-рынок только появился, они могли продавать размещение по довольно высоким ценам (выше $10 CPM / за тысячу показов). Но площадок становилось все больше, баннеров, данных и технологических возможностей – тоже. Развитие рынка и обострение конкуренции привело к понижению цен. В аукционе RTB цена устанавливается роботом, который определяет ее, исходя из спроса и предложений. Эта идея строилась и на том, что у многих площадок копился трафик, который они не успевали продавать. Тогда специальные компании предложили собирать его и продавать наиболее выгодным образом.

Время Programmatic

Появились алгоритмические закупки – Programmatic Buying. Адриан Томпсетт, вице-президент развития DataXu, недавно высказывал мнение о том, что в конечном счете все медиа будут продаваться по методу «программатика», он станет дополнением к существующим проектам и возможностям.
В среде российских интернет-маркетологов сейчас активно обсуждают RTB, но пока еще не очень – «программатик». Тем временем в Америке модное слово пришло на смену RTB, а недавно состоялась первая конференция Programmatic I / O, где собрались все ведущие представители отрасли.

Какая связь между RTB и «программатиком»? Одно включает в себя другое. RTB – автоматизированный аукцион, где все условия покупки / продажи рекламы контролирует робот. «Программатик» – название модели покупки, основанной на аудиторных данных, при участии различного софта и алгоритмов оптимизации.
Основа алгоритмических закупок – данные о пользователях – чем их больше, тем релевантнее будет показ рекламы и лучше можно оптимизировать бюджет. Каким образом получают эти данные? В Америке в экосистеме выделяется отдельная ступень DMP (Data Management Platform) – компании, которые находят их самыми разными способами.
Конечно, распространение DMP влечет за собой все больше вопросов по персональной защите. Ответов на них практически нет – информация будет и дальше утекать к маркетологам, и с этим, похоже, остается только смириться.

В России плохо продают данные

В 2012 году в России появились игроки, которые начали пытаться работать по модели RTB (в частности, СМИ – например Sup Media). Вот здесь можно посмотреть, как сейчас выглядит экосистема российского RTB-рынка. Технологию стали активно обсуждать на конференциях, но только в этом году можно будет говорить о каких-то конкретных открытых результатах.
Но у нас по-прежнему не очень принято говорить о продаже данных. Понятно, что Facebook, Google, «ВКонтакте» или «Яндекс» уже собрали огромный массив и могут использовать их для показа рекламы (RTB из них сейчас занимаются все, кроме «ВКонтакте»). При этом другие игроки будут обращаться к поставщикам вроде Li.ru, Rambler Top 100 или Pluso (на Западе сервис социального шейринга AddThis является одним из главных поставщиков данных). Они собирают куки с площадок и могут посчитать, чем интересуются и делятся пользователи, что лайкают и смотрят в интернет-магазине и так далее.

У премиум-площадок свой путь

Тренд говорит о том, что количественные показатели (клики) будут обрабатывать машины. Но есть еще качественные – специальные проекты, нативная реклама, контентные истории, которые довольно сложно заменить технологиями. Премиум-СМИ, для которых важны статус и имидж, по-прежнему предлагают уникальные продукты для конкретных брендов.
Важно понимать, что цена в таких продажах строится без учета качественных показателей – статуса СМИ. Значение имеют только различные аудиторные факты и количество аудитории. Поэтому некоторые так называемые премиум-площадки на Западе все еще не хотят обращаться к RTB, предлагая рекламодателям в первую очередь имиджевое размещение.
На Западе обсуждают, что паблишеры должны научиться придумывать новые возможности, чтобы оказаться сильнее агентств, которые стараются продавать брендам «программатик». Например, площадки могут обмениваться своей аудиторией с другими, близкими по духу изданиями. Медиа научатся думать как баеры и обращать внимание на то, какие куки они отдают на сторону.