Патимат Сулейманова. Фото: Reuters
Патимат Сулейманова не видела своего племянника Тамерлана больше десяти лет. Когда он в январе 2012 года появился на пороге ее миниатюрной махачкалинской квартиры, она прежде всего поразилась его гигантскому росту. «Он заполнял собой весь дверной проем. Такой огромный, теплый, он как будто излучал добро. Мне хотелось обнять его, прижаться покрепче», – вспоминает тетя человека, подозреваемого в совершении бостонских терактов и убитого при попытке задержания. Тамерлан пересек российскую границу в январе и пробыл в стране до июля 2012 года. По словам родственников, он почти все время находился на Северном Кавказе, периодически выезжая из Махачкалы, чтобы встретиться с многочисленной родней в Кизляре и Грозном. Предположения о том, что он мог иметь контакты с исламистским подпольем во время поездки, пока не нашли никакого подтверждения. В Махачкале он выглядел как белая ворона. «Абсолютный американец – странные ботинки, странная шапка. Я ему говорю – сними ты эту шапку, у нас так не одеваются», – вспоминает Сулейманова.
Остаться в Дагестане
Несмотря на это, вся родня восторгалась американским родственником, а тот восторгался Дагестаном. «Особенно, когда впервые услышал азан [призыв к молитве. – Би-би-си]. Я спросила – неужели в Америке нет азана? Он говорит – есть, но не так, чтобы он раздавался со всех концов города. Он был счастлив здесь», – говорит тетя. По словам тети, Царнаев всерьез подумывал о том, чтобы остаться в Дагестане, привезти туда жену и ребенка. Он пытался начать карьеру профессионального борца, но махачкалинские тренеры отказывались браться за него из-за возраста. С другой стороны, по словам Сулеймановой, он никогда плохо не отзывался об Америке, где прожил больше десяти лет. Тамерлан Царнаев любил приходить в квартиру тети и дяди – бывшего милиционера, который переквалифицировался в народные целители. Иногда тетя начинала скучать и звала племянника поесть домашней еды. Он всегда радостно соглашался. В миниатюрной квартире постоянно толпятся посетители. Дядя опрыскивает их изо рта «заряженной водой» и возносит молитвы. На стене в большой комнате висят десятки фотографий религиозных деятелей, погибших от рук убийц и террористов. Дядя разговаривает с ними во время сеансов исцеления. Как и остальные семьи, Сулеймановы пришли к религии в последние годы. Поэтому разговоры на кухне часто касались молитвы и исламского образа жизни.
Религия из Америки
Царнаев убеждал тетю совершать необязательные для исполнения молитвы и носить еще более закрытую одежду. Иногда возникали споры. Дальние родственники утверждают, что дядя однажды выгнал племянника из дома за слишком радикальные высказывания. Но Сулеймановы это категорически отрицают.
Его отец, Анзор Царнаев, сказал в телефонном интервью Би-би-си, что это произошло около года назад. Он вернулся в Дагестан, когда врачи обнаружили у него опухоль мозга. Американские врачи были бессильны, и он вернулся на Кавказ умирать, заявил он Би-би-си. Однако после приезда его болезнь чудесным образом прошла.
Братья Тамерлан и Джохар остались в Америке. Тамерлан сидел без работы, деньги добывала американская жена. «Бэбиситтером работал», – вздыхает отец. Он так и не получил американского гражданства, возможно, потому, что оказался в поле зрения ФБР из-за интереса к радикальному исламу. Так говорят его родственники.
Семья называет официальной причиной его приезда смену паспорта, но не объясняет, почему он уехал от жены и ребенка на целых полгода.
Он не производил на родственников впечатления замкнутого или депрессивного человека. «Тамерлан был счастливым человеком, потому что обрел Аллаха», – говорит его тетя. Однако, по ее словам, Тамерлану претила суета, и он стремился к одиночеству: «Говорил, что хочет уехать жить в горы».
Семья Царнаевых
Младший брат – Джохар Царнаев – в Америке учился. По словам отца, он собирался стать нейрохирургом и открыть собственную практику. «Мы возлагали на него все надежды», – говорит отец.В отличие от брата, Джохар был американским гражданином. Весной этого года он получил российскую визу и обещал тете вскоре навестить ее.
Дагестан – родина матери братьев Царнаевых. Сами они жили здесь лишь около полугода перед отъездом семьи в США. Зубейдат Царнаева – аварка по национальности, родившаяся в высокогорном селе. По словам близких к семье источников, семья была как минимум не в восторге от ее брака с чеченцем Анзором Царнаевым. Сам он имел лишь косвенное отношение к Чечне, прожив значительную часть жизни в Средней Азии.
Власти США уверены, что именно братья Царнаевы совершили подрыв во время Бостонского марафона. Полиция Бостона в официальном заявлении называет их «исполнителями [взрывов. – Би-би-си], принесшими нам боль и страдания».
Отец Царнаевых заявил Би-би-си, что братьев «подставили спецслужбы», которые, по его мнению, организовали взрывы. Эту версию поддерживают остальные родственники. Однако ничто пока не дает основания утверждать, что радикализм братьев имеет неамериканское происхождение и что следы этого преступления ведут на Кавказ.