Иллюстрация: Truthout.org / flickr.com

Можно ли сейчас создать успешный банк с нуля? Стартапы в банковском бизнесе в посткризисный период можно пересчитать по пальцам, но тем не менее они есть. В основном это проекты в рознице – самом доходном сегменте. Так сколько нужно вложить в новый банковский проект, каковы основные статьи расходов? Чтобы ответить на этот вопрос, Slon попросил три банка, появившиеся в последние годы, оценить свои затраты.

«Связной Банк»

Начало работы: 2010 год.

Основной источник дохода: кредитные карты.

Особенности бизнеса: распространение банковских продуктов происходит в основном через сеть салонов «Связной».
На 1 апреля 2013 года капитал составил 7,5 млрд рублей, активы – 77,7 млрд рублей.
Общий объем инвестиций – около 10 млрд рублей.

Основные статьи расходов

Вид расходов Сумма затрат
Персонал  4,325 млрд рублей
IT 796 млн рублей
Маркетинг 720 млн рублей
Открытие и аренда офисов 893 млн рублей

«Бюро финансовых решений "Пойдем!"» (ФГ «Лайф»)

Начало работы: 2010 год. 

Основной источник дохода: беззалоговые кредиты наличными. 

Особенности бизнеса: отсутствие скоринговых систем, решение о выдаче кредита принимает менеджер, на должность кредитного менеджера банк берет только женщин.

На 1 апреля 2013 года капитал составил 2,2 млрд рублей, активы – 19,5 млрд рублей.

Общий объем инвестиций – около 3 млрд рублей.

Основные статьи расходов *

Вид расходов Сумма затрат
Персонал  900 млн рублей
Открытие офисов 960 млн рублей

*Банк не указал расходы на технологии, так как не считает их значительными, основной упор делается на человеческий фактор.

«Лето Банк»

Начало работы: 2012 год.

Основной источник дохода: кредиты наличными.

Особенности бизнеса: упор на развитие в регионах, офисы продвинутого формата – без касс.

На 1 апреля 2013 года капитал составил 1,04 млрд рублей, активы – 4,05 млрд рублей.

Общий объем инвестиций: 25 млрд рублей (в течение первых 3–4 лет работы банка), в 2012 году потрачено 1,2 млрд рублей, планы на 2013 год – 6,6 млрд рублей.

Основные статьи расходов

Вид расходов  % от инвестиций
Служба персонала  Более 40%
Развитие сети Около 30%
Развитие IT 14%
Прочие (операционная поддержка бизнеса,
маркетинг и т.д.)
16%
Выгодно ли сейчас открывать банк? «Да, – считает предправления "Пойдем!" Наталья Столповских, – если у вас есть идея, уникальное предложение и преимущество для клиента». Пул основных игроков на банковском рынке уже сформировался, в сегменте розничных банков лидеры определились. То есть каждый новый банк вступает на поле с высокой конкуренцией. «Что позволит вам выиграть? Явно не ценовая конкуренция. В основе бизнеса лежит идея, и если вы понимаете, что оптимальный способ реализации этой идеи – открытие банка, тогда разговор имеет смысл», – продолжает Столповских.
Предправления «Лето Банка» Дмитрий Руденко, правда, настроен более пессимистично. «Я не очень поддерживаю оптимизм коллег, особенно из небольших коммерческих банков, мечтающих повторить рывок, который в свое время сделали ведущие розничные банки, – говорит он. – Этот рынок требует приличных инвестиций, которые могут себе позволить только крупные финансовые группы». По его мнению, сделать маленький успешный проект в массовом сегменте почти нереально: именно за счет объемов достигается выгодная цена услуг, с помощью которой можно завоевывать рынок.