Иллюстрация: Truthout.org / flickr.com
Можно ли сейчас создать успешный банк с нуля? Стартапы в банковском бизнесе в посткризисный период можно пересчитать по пальцам, но тем не менее они есть. В основном это проекты в рознице – самом доходном сегменте. Так сколько нужно вложить в новый банковский проект, каковы основные статьи расходов? Чтобы ответить на этот вопрос, Slon попросил три банка, появившиеся в последние годы, оценить свои затраты.
«Связной Банк»
Начало работы: 2010 год.Основной источник дохода: кредитные карты.
На 1 апреля 2013 года капитал составил 7,5 млрд рублей, активы – 77,7 млрд рублей.
Общий объем инвестиций – около 10 млрд рублей.
Основные статьи расходов
Вид расходов | Сумма затрат |
Персонал | 4,325 млрд рублей |
IT | 796 млн рублей |
Маркетинг | 720 млн рублей |
Открытие и аренда офисов | 893 млн рублей |
«Бюро финансовых решений "Пойдем!"» (ФГ «Лайф»)
Начало работы: 2010 год.
Основной источник дохода: беззалоговые кредиты наличными.
Особенности бизнеса: отсутствие скоринговых систем, решение о выдаче кредита принимает менеджер, на должность кредитного менеджера банк берет только женщин.
На 1 апреля 2013 года капитал составил 2,2 млрд рублей, активы – 19,5 млрд рублей.
Общий объем инвестиций – около 3 млрд рублей.
Основные статьи расходов *
Вид расходов | Сумма затрат |
Персонал | 900 млн рублей |
Открытие офисов | 960 млн рублей |
*Банк не указал расходы на технологии, так как не считает их значительными, основной упор делается на человеческий фактор.
«Лето Банк»
Начало работы: 2012 год.
Основной источник дохода: кредиты наличными.
Особенности бизнеса: упор на развитие в регионах, офисы продвинутого формата – без касс.
На 1 апреля 2013 года капитал составил 1,04 млрд рублей, активы – 4,05 млрд рублей.
Общий объем инвестиций: 25 млрд рублей (в течение первых 3–4 лет работы банка), в 2012 году потрачено 1,2 млрд рублей, планы на 2013 год – 6,6 млрд рублей.
Основные статьи расходов
Вид расходов | % от инвестиций |
Служба персонала | Более 40% |
Развитие сети | Около 30% |
Развитие IT | 14% |
Прочие (операционная поддержка бизнеса, маркетинг и т.д.) | 16% |