Иллюстрация: BranchToon.com
Что является основой коррупции? Отсутствие выбора, одно окно. Когда нет альтернативы, используешь все средства, чтобы получить то, что тебе нужно. Почему в госзакупках взяточничество стало чем-то само собой разумеющимся, и безукоризненно чистых госконтрактов так мало? Потому что у нас сплошные монополисты – скажем, в энергосетях, в газовом секторе. Если ты, допустим, производитель энергетического оборудования, то куда ты денешься с подводной лодки?
В частном секторе, в том числе ритейле, варианты, к счастью, есть. Однако их не так много, как хотелось бы, поэтому с коррупцией мы сталкиваемся и здесь. Когда я выступаю перед поставщиками, я всегда говорю: «Давайте взятки нашим закупщикам». Это поможет нам понять, кого надо уволить, и одновременно даст возможность поторговаться за лучшие условия с самими контрагентами. Ведь в данном случае что такое взятка? Это свободные деньги, которые имеются у поставщика и которые он мог бы вложить в дополнительное продвижение. В общем, занесите то же самое, но только в рекламу – и нам, и вам польза будет.
Очень часто взятка дается для спокойствия и по привычке. Я помню, мы увольняли байера за смешную взятку $1500, причем сделка была абсолютно рядовая и могла быть заключена и так. На риск поставить какой-то уж совсем невыгодный товар на полку все-таки мало кто решится. Поэтому чаще всего кроме глупости в таких действиях ничего нет.
Я сразу предупредил, что вне зависимости от степени его важности я из-за того, что кто-то не может наладить систему продаж, топить свою компанию не буду. С этим директором мы поговорили в итоге на повышенных тонах, с изначальной установкой «Я тут звезда, а ты простой торгаш». |
Коллеге из властных структур я потом объяснил, что ничего сделать не смогу, потому что не хочу иметь проблем с поставками, а они, судя по подходу, будут. Никаких негативных последствий для бизнеса этот мой отказ не имел.
Уверенность в том, что проблему можно решить с помощью взятки, протекции и так далее, во многих производителях сидит с советского времени. Только тогда из-за дефицита она носила обратную форму – помню, как моя бабушка, вся в орденах и медалях, работая в булочной-кондитерской, была вынуждена ездить по производителям и выбивать так называемые фонды, чтобы полки к вечеру не оставались совсем пустыми. Вот наши производители до сих пор и живут мечтами, что это к ним будут приезжать и у них что-то будут выпрашивать. А если не выпрашивают, значит, просто денег хотят.
Коррупция в тех или иных масштабах в частном секторе будет всегда, поэтому надо отслеживать все на местах, карать увольнением. Лекарство же для полного исцеления только одно: разнообразие. Будет выбор, куда идти, – не будет и взяток.