Энрико Летта. Фото: EPA / ИТАР-ТАСС
Вчера недавно переизбранный президент Италии 87-летний Джорджо Наполитано наконец нашел в Италии человека, согласившегося возглавить правительство, – это Энрико Летта. Тот поблагодарил президента за доверие, но принял предложение con riserva (то есть с возможностью отступления) и заявил, что будет формировать «правительство на службе у страны», но при этом «не любой ценой». 

Вероятность того, что Летте удастся сформировать работающее правительство, действительно высока, можно даже сказать – 99 из 100. Но последние непредсказуемые дни в Италии придают особый вес одному проценту неопределенности. Например, совсем недавно все были уверены, что левоцентристы поголовно проголосуют за Романо Проди на выборах президента, а он недосчитался 101 голоса. Потом ходили очень достоверные слухи, что Наполитано, согласившись пойти на второй президентский срок, потребовал себе премьером Джулиано Амато, – об этом писали все итальянские газеты, – но вот пролетел и он. Ходили слухи, что Берлускони согласился допустить на премьерскую должность молодого левого мэра Флоренции Маттео Ренци, но и тут мимо. Поэтому сейчас, когда все главные партии Италии на словах согласились с кандидатурой Летты, все равно нельзя быть ни в чем уверенным. Когда Летта начнет делить министерские портфели, может начаться главная склока. 

Впрочем, скорее всего, правительство все-таки будет сформировано. В основном из левоцентристов, но также с серьезной долей правых из «Народа свободы» Берлускони. Сам Кабальеро, наверно, не пойдет, но делегирует туда своего генсека Анджелино Альфано и еще нескольких своих сторонников, плюс что-то нужно дать и партиям поменьше. Комик Беппе Грилло уже заявил, что не будет сотрудничать с таким правительством, а уйдет в оппозицию. Тем лучше для Летты – меньше делиться министерствами.

Президент Наполитано призвал все партии к гражданской ответственности, и на этот раз призыв должен подействовать. Уже хотя бы потому, что нет никакой альтернативы – Летта был единственной проходной фигурой. Если не он, то надо распускать парламент, назначать новые выборы, и прощай депутатские места, привилегии. И более того, скорей всего, Италию тогда снова ждет кризис безвластия. Неслучайно главным пунктом программы Летты стала избирательная реформа, чтобы избежать патовой ситуации, которая возникла в феврале. Впрочем, изменив избирательную систему, кое-кто из партий уже рассчитывает на скорые перевыборы. Если правительство и будет сформировано, то все равно трудно представить его стабильным и долговечным. 

Второй приоритет программы Энрико Летты – экономические реформы. И здесь, вероятно, главный упор будет сделан на создание условий для роста экономики и сокращения безработицы, особенно среди молодежи. Меры жесткой экономии, вероятно, придется немного ослабить. Граждане уже не могут платить больше налогов, да и сама Европа, сначала доверившись вычислениям Кеннетта Рогоффа и Кармен Рейнхарт, теперь склоняется к гедонисту Джозефу Стиглицу: больше тратить, чтобы добиться роста. Но сначала все-таки нужно сформировать правительство. Ситуация без правительства хуже любого, даже слабого правительства.

Попробую объяснить, почему же лидеры Италии все-таки предпочли Энрико Летту двум другим кандидатам, ветерану Амато и молодому Ренци. Джулиано Амато, 74 года, самый старый и опытный из экс-кандидатов (он уже дважды был премьером) запомнился итальянцам как человек, который в июле 1992 года ночью забрал с их банковских счетов деньги. Правда, не так много, как на Кипре, всего 0,6%. Но кого ни спросишь, все итальянцы считают это грабежом и опасаются, что он бы воспользовался такой операцией еще раз, только взял бы гораздо больше. Поэтому Амато отпал, хотя говорят, что Наполитано пытался его продавить.

Самым популярным кандидатом среди граждан был 38-летний мэр Флоренции Маттео Ренци. Еще можно найти опрос газеты La Stampa (и другие давали подобные результаты), где его хотели видеть премьером 58% итальянцев, Летту – 34%, а Амато – только 8%. И сам Ренци заявил, что готов возглавить правительство. Но его наотрез отказался поддерживать Сильвио Берлускони. Почему? Вероятно, чтобы дать дорогу Энрико Летте, близкому родственнику Джанни Летты. Ну а Джанни – это главный советник и личный друг Сильвио Берлускони (его даже называют серым кардиналом Италии). Все решили в семье, а Берлускони снова на коне, даже проиграв февральские выборы. 

Ну а кто такой сам Энрико Летта? Как говорят в Италии, bravo ragazzo, хороший парень. Очень молодой для итальянских премьеров, 46 лет. В итальянской истории было всего два премьера моложе Летты – и то ненамного: 44-летний Джованни Гориа в 1987 году и 45-летний Аминтоне Фанфане в 1954 году.
Энрико Летта из Тосканы и не ассоциируется напрямую ни с Севером, ни с Югом Италии. Он родился в Пизе, там же окончил Пизанский университет по международному праву, защитил кандидатскую (по европейскому праву) в Высшей школе Пизы. Уже в 25 лет он возглавил молодежное крыло Европейской народной партии, крупнейшего альянса правоцентристских партий Европы. В 32 года стал самым молодым министром в истории Италии, заняв в 1998 году в кабинете Массимо Д'Алемы пост министра по европейским делам. С тех пор он успел поработать министром промышленности и торговли, а также секретарем совета министров Италии в правительстве Романо Проди. Так что опыт огромный. Всегда ключевые посты, но всегда в тени. 
Несколько последних лет Летта работал уже у левоцентристов – первым заместителем у генсека Демократической партии Берсани. Именно Летта ходил договариваться с Наполитано о должности премьера, когда Берсани подал в отставку. И, как оказалось, договорился о себе самом. 
Летта достаточно открыт, дружелюбен, охотно отвечает на вопросы и звонки. Мне не раз доводилось разговаривать с ним на различных форумах. Он уважает журналистов – вероятно, потому, что его жена, Джанна Фрегонара, работает в газете Corriere della Sera. У него трое детей: Джакомо, Лоренцо и Франческо. Еще ему нравится музыка группы Dire Straits, а болеет он за «Милан». 
Неприметный центрист, Летта впервые стал по-настоящему известен в Италии полтора года назад. Тогда только что ставший премьером Марио Монти, выступая в парламенте, случайно повернул листок бумаги, который тут же запечатлели фотографы. На листе нетрудно было прочитать записку новому премьеру от Энрико Летты: «Марио, когда хочешь, скажи мне, как я могу тебе помочь? Как официально, так и конфиденциально. Пока все это кажется чудом! Значит, чудеса случаются!» Вот так второй человек в левой оппозиции поспешил предложить свои услуги техническому кабинету Монти. Теперь чудо действительно случилось с самим Энрико Леттой. Со вторых ролей он вышел на первое место, опередив и своего шефа Берсани, и харизматичного Берлускони, и своего влиятельного старшего родственника Джанни.