Фото: Mikhail Klimentyev / Reuters
Что было нового и примечательного в сегодняшней «Прямой линии» Владимира Путина? Вот что.
1. Состав участников
Заведомо восторженные участники присутствовали, но на лицах многих читалось отсутствие энтузиазма по поводу возможных полученных ответов. Было решено не идти по пути контраста с декабрьской пресс-конференцией, на которой журналисты разговаривали с Путиным подчеркнуто жестко.
2. Отказ от ритуальных жертв
Общий настрой был связан скорее с «бережением элиты», нежели с активными репрессиями в отношении ее представителей – будь то Ливанов, Медведев, Чубайс, Сердюков и, похоже, даже Якунин. А главной проблемой социальной политики правительства оказалось не долгожданное образование, а здравоохранение.
3. Коррекция стиля
Образ президента, знающего ответы на все вопросы и способного найти деньги на решение любой проблемы, по-прежнему проявляется – но уже не доминирует. В большей степени Путина показывали зрителям как управленца, временами мучительно ищущего решение, выбирающего из разных вариантов, сталкивающегося с полярными оценками ситуации со стороны правительственных чиновников.
4. Личные интонации
В ответ на вопрос о Березовском не прозвучало пренебрежительных ноток. Путин сосредоточенно подбирал слова и, как показалось, стремился воздержаться от каких-либо уколов в отношении покойного экс-олигарха.
5. Антиправительственный настрой ведущих
Вслед за участниками декабрьской пресс-конференции журналисты госканалов хотели выглядеть жесткими и задающими «неприятные» вопросы. Но в представлении ведущих такой «остроты» можно было достичь в основном за счет намеков на неэффективность правительства и отдельных министров. В результате в моменты, когда Путин уклонялся от жестких оценок в адрес кабинета, ведущие несколько раз попытались «додавить» президента и подтолкнуть к отповедям в адрес Белого дома. Когда эти попытки завершились неудачей, ведущие пошли по другому пути: стали задавать вопросы о протестах и смотреть на Путина подчеркнуто отстраненным взглядом.
6. Аполитичный Кудрин
В своем общении с Путиным Кудрин подчеркнуто отказался от обсуждения политических условий для эффективной экономической политики – несмотря на то, что за прошедший год он почти ни о чем другом в публичном пространстве не говорил.
7. Фигуры умолчания
В числе непроизнесенных имен собственных оказались Медведев, Навальный, «Единая Россия», ОНФ.