Любомир Качавенда
Согласно стереотипам, спать с мальчиками положено католическим священникам. У них целибат, вот и выкручиваются, как могут. По этой логике православие считается свободной от таких пороков территорией, потому что зачем батюшкам мальчики, когда у них есть замечательные матушки? Оказывается, зачем-то нужны. Иначе синоду Сербской православной церкви не пришлось бы на этой неделе принимать отставку епископа Качавенды из-за того, что связанные с ним гомосексуальные скандалы достигли уже совсем неприличных масштабов. А целибат здесь ни при чем – просто закрытая и агрессивная организация с жесткой иерархией не может не порождать подобного рода злоупотреблений, будь то хоть тюрьма, хоть церковь. До этой недели епископ Зворницко-Тузланский Василий (он же Любомир Качавенда) был одним из самых влиятельных иерархов в сербском православии, признанным лидером его консервативно-националистического крыла и даже считался перспективным кандидатом на пост сербского патриарха в 2010 году. На протяжении 35 лет он руководил Зворницко-Тузланской епархией, которая находится на территории нынешней автономной Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. То есть свой пост епископ Качавенда занял еще при маршале Тито, благополучно его пережил. Как потом пережил Милошевича, гражданскую войну и переход к демократии. Главная причина карьерного долголетия Качавенды в том, что он был не столько набожным христианином, сколько махровым сербским националистом. Боснийские мусульмане уверяют, что во время гражданской войны епископ лично участвовал в боевых действиях, сам убивал и даже насиловал, но насколько это соответствует реальности – неизвестно. Хотя Качавенда никогда не скрывал ни своей тесной дружбы с Младичем и Караджичем, ни враждебного отношения к другим религиям бывшей Югославии. Отношения с нынешним руководством сербской автономии в Боснии у епископа Качавенды тоже были прекрасные. Фотографии его раззолоченного дворца и автопарка, прекрасно гармонирующие с окружающей боснийской разрухой, были хорошо известны всей бывшей Югославии. Что тут поделаешь, настоящим православным консерваторам-патриотам положено так жить и перемещаться – иначе кто их уважать будет. «Да вы посмотрите, как другие владыки живут», – отшивал Качавенда надоедливых журналистов. Они посмотрели – иначе живут, но еще раз разговаривать на эту тему епископ не соглашался. Так совпало, что помимо главного консерватора и националиста, епископ Качавенда также считался лидером русофильской партии в Сербской православной церкви. Он был резко против того, чтобы пускать в Сербию папу римского, ругал своих коллег за экуменизм, возмущался сотрудничеством не только с католиками или мусульманами, но даже с другими православными церквями. Константинопольский патриархат, по его мнению, давно продался Западу, только РПЦ остается последним оплотом истинной веры. И вдруг этот столп сербского православия, национализма и нравственности вынужден просить синод об отставке, потому что вся бывшая Югославия не только обсуждает, но и наблюдает в интернете сцены из половой жизни епископа. В сеть попала аудиозапись разговора с Качавенды с какой-то контрой эскорт-услуг и две видеозаписи, на которых епископ обнимается и целуется с неизвестным молодым человеком. Видимо, господь любит сербских попов несколько меньше, чем русских, потому что не успел уничтожить компрометирующие их видео до того, как они попали на глаза широкой общественности. Враги Качавенды теперь обвиняют его в педофилии, но, на мой взгляд, эти обвинения явно преувеличены. На записях (вот они) ясно видно, что парень, с которым целуется батюшка, действительно молод, но все-таки никак не ребенок. Тут можно возразить, что опубликованные видео короткие и не бог весть какого качества. Может, дед на пленках просто похож на Качавенду. И голос в аудиозаписи тоже просто похож – там пара фраз всего. И вообще все это заговор Госдепа и Ватикана, которые мечтают сжить со свету настоящего сербского патриота, чтобы подчинить своему влиянию Сербскую православную церковь. Очень может быть, что все так и есть – все доказательства фальшивые. Но нетрудно догадаться, что не в традициях православных епископов бежать подавать в отставку из-за какой-то одной изолированной публикации. Сказал, что все это – жидопапистские козни, и дальше пошел кататься между дворцами на «Лексусах» во славу божию. Здесь дело в том, что за последние годы у епископа Качавенды накопилось такое количество гомосексуальных скандалов, что даже православная церковь не могла дальше делать вид, что ничего не происходит. Вот весной 2010 года в интернете обнаружились фотографии молодого человека сомнительной наружности в тех самых, узнаваемых золотых покоях епископского дворца Качавенды. Выяснилось, что молодой человек работает стриптизером. Ну хорошо, никакого интима на фотографиях не было – положим, батюшка просто наставлял заблудшего парня на путь истинный. Дальше летом 2011 года появляется бывший дьякон, который служил под началом Качавенды, и обвиняет епископа в сексуальных домогательствах. По словам дьякона, сам он не поддался епископскому давлению и предпочел бросить религиозную службу, а вот некоторые его начинающие коллеги не были такими принципиальными. Осенью 2012 года мать молодого богослова, покончившего жизнь самоубийством, обвиняет в смерти сына все того же Качавенду. Рассказывает, что незадолго до гибели сын жаловался ей, что епископ уделяет ему повышенное внимание и все время норовит остаться наедине – особенно когда напьется. Это не мои гиперболы, а показания матери погибшего. Хотя чего тут такого гиперболического – неужели кто-то думает, что попы не пьют? На протяжении нескольких лет епископ Качавенда и церковь упорно игнорировали эти скандалы, но когда этой весной добавились еще и видео, и аудиоматериалы, все-таки пришлось подавать в отставку. Тем более Качавенде уже 74 года, сана его все равно не лишают, пенсии тоже, можно и отдохнуть на старости лет от пастырских хлопот. «А за что Качавенду лишать пенсии?» – удивляются в сербском синоде. Он никаких преступлений не совершал. И действительно: ни домогательства к молодым людям, ни фотографии со стриптизером, ни приобретение эскорт-услуг, ни тем более гомосексуализм не являются ни в Сербии, ни в Боснии уголовными преступлениями. И режиссер Кустурица, вставший на защиту Качавенды, совершенно прав: мало ли геев среди представителей других профессий. А то у критиков епископа получается, что за гомосексуализм нельзя осуждать кого угодно, кроме священников. Конечно, священнику можно быть гомосексуалистом, никто не против. Только они ж сами себе это запретили, никто не заставлял. Качавенда мог бы жить, не зная хлопот и осуждения, если бы выбрал себе какую-нибудь одну специализацию: или консервативный поп – защитник устоев, или гей, целующийся с совершеннолетними мальчиками на добровольной основе (пускай даже и за деньги). Зачем же было пытаться это совместить? Он на что рассчитывал, когда домогался-целовался? Понятно на что. Во-первых, на то, что он такой крутой и влиятельный, что запросто заставит всех замолчать. А во-вторых, что он своими консервативными речами создаст себе такую набожную репутацию, что никому и в голову не придет поверить обвинениям его любовников. С годами количество любовников росло, параллельно рос риск быть раскрытым, и Качевенде приходилось делать свои речи все жестче и жестче, все консервативнее и консервативнее, чтобы уж точно никто не поверил обвинениям. Много лет эта тактика прекрасно работала. Все скандалы списывали на клевету, на интриги, на заговоры. Ведь невозможно поверить, чтобы такой набожный и консервативный батюшка, и вдруг таким занимается. Конечно, вранье. Как будто непонятно, что как раз из такого вот и растет самая махровая набожность и консерватизм. Но рано или поздно количество обвинений переходит пределы допустимого, и тогда приходится спешно убегать в отставку, сохранив пенсию, но безнадежно испортив репутацию и себе, и всей своей церкви.