Действия, совершаемые по сугубо формальным соображениям – чтобы соответствовать законодательству или заведенному порядку, – ведут к удручающим результатам, уверен Мака Соломон. В доказательство автор книги «Высокие технологии работы с клиентами» приводит работу супермаркета, в котором ухабистый пол, громоздкие тележки, неправильно расположены пандусы и неудобные парковки для инвалидов. А почему так? Просто потому, что все делается для отписки. Организовать ту же парковку для людей с ограниченными возможностями ритейлера обязал закон, а вовсе не искренняя забота о клиенте. Тотальный контроль за персоналом со стороны работодателя дает аналогичный эффект. Менеджмент может уповать на лояльность сотрудников и рост их эффективности, но не получит ни того, ни другого, если намерен следить за ними с секундомером. «Когда фирма не проявляет гибкости относительно времени работы, то часто получает от сотрудников результаты низкого качества, но полученные в строго определенное время, – пишет Соломон. – Фирмы, которые несправедливо или чрезмерно жестко относятся к отпускам по болезни, могут быть абсолютно уверены, что все их здоровые работники полностью используют все дни такого отпуска, предусмотренные графиком». Плохо дело, если сотрудники компании исполняют свои обязанности, чтобы не нарваться на наказание, вместо того чтобы служить ее процветанию. Автор убежден: бизнес, в основе которого лежит формализм и негативная мотивация (выговоры, штрафы и угроза увольнения), не получит ни высокой отдачи сотрудников, ни – как результат – довольных клиентов. В общем, грустная выходит картина.