Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Мэр Москвы Сергей Собянин делает то, чего до него не делал ни один глава столичного правительства: приглашает к себе муниципальных депутатов. Правда, встречи эти формальные: вопросы заранее согласуются с управами, ФСО рассаживает депутатов в зале, покрикивая на избранников москвичей, а на большинство вопросов мэр не дает конкретных ответов. В пятницу в доме – «книжке» на Новом Арбате собирались депутаты СЗАО Москвы, и я в их числе. 

«Не расходитесь потом, у нас будет фото с Собяниным», – предупреждает нас глава управы Южное Тушино Александр Ерохов. «Александр Сергеевич, а на этих встречах бывает что-то интересное?» – спрашиваю его. «На прошлых не было, да и у нас все спокойные, разве что Строгино…» – отвечает он. Депутаты Строгино известны в округе тем, что яростно спорят по любому вопросу, а выборы главы района, которые в большинстве собраний прошли на первой же встрече, там растянулись на полгода. «Мы же не Строгино», – говорит южнотушинское начальство каждый раз, когда призывает нас к порядку.

Но на этот раз бунтовать начинает Щукино: оппозиционеры Максим Кац, Андрей Гребенник и Виктор Барковский хотят сесть рядом, но все стулья подписаны – за нас заранее решили, кто где сядет. «Вы шли в зал специально, чтобы устроить скандал. Вы даже фамилию свою на входе специально нечетко называли!» – кричит охранник на Барковского. Подхожу, чтобы сфотографировать эту сцену, – охранник кричит уже на меня: «Я сотрудник службы ФСО. Не снимайте меня!» «Так вы же при исполнении», – замечаю я. «Да, но как частное лицо я против!» Сцена, типичная для оппозиционного митинга. «Щукинцев» в итоге рассаживают по разным концам зала.

Вопросы к мэру депутаты нашего района согласовывали заранее (к слову сказать, у нас даже вопросы к главе управы согласовывают заранее), а потом распределяли между собой. Депутат Елена Павлова, член КПРФ, ищет, куда прикрепить шпаргалку: «А что, Владимир Ильич тоже, когда выступал, по бумажке читал». Она собирается поднять наболевший вопрос: в Южном Тушино давно планируется построить стадион, но непонятно, кто это должен делать: то ли совет депутатов на муниципальные деньги, то ли Москомспорт – на городские, и поэтому не строит никто.

Заходит Собянин, садится за круглый стол и начинает длинный доклад из множества цифр. Он говорит, что Департамент здравоохранения закупил четыре новейших робота по 80 миллионов рублей каждый, а врачам Москвы повысили зарплату на 20 процентов. И что доля отличников среди выпускников СЗАО выросла с 15 до 25 процентов. Говорит, что новой станцией метро «Пятницкое шоссе» пользуются 14 тысяч человек в день, а станцию «Спартак» откроют в 2014 году вместе со стадионом. Мэр обещает передать шесть парков СЗАО в Департамент культуры Сергея Капкова. Слово «модернизация» звучит три раза.

«За прошедший год мы с вами вернули местное самоуправление в систему власти, жители Москвы привыкают, что это и их власть», – говорит Собянин. Он озвучивает недавнюю идею, принятую в штыки оппозицией, – выделить из бюджета Москвы субсидии наиболее активным депутатам (распределять эти деньги будут советы депутатов внутри себя). Независимые депутаты считают, что таким образом мэрия будет поощрять тех, кто одобряет ее инициативы. Законопроект о материальном поощрении депутатов уже принят в Мосгордуме в первом чтении.

«Сердечно хочу поблагодарить Вас за возможность этой встречи, приятно быть принятой мэром Москвы, эта встреча для нас очень важна и значима. Только в нашем районе мы просыпаемся не под будильники, а под соловьев, но у нас есть проблема – строительство АЗС. Как бы нам отменить это строительство?» – так звучит первый вопрос от депутата Куркино, директора школы. Собянин отвечает, что АЗС перенесут подальше от домов, зал аплодирует. Следующий вопрос – о строительстве сквера-мемориала («У нас является важной проблемой патриотическое воспитание молодежи», – жалуется представитель Строгино).

Следующий депутат просит еще одну поликлинику. «Там нужна новая поликлиника?» – обращается Собянин к главе Департамента здравоохранения Леониду Печатникову, сидящему слева от него. «Да, у двух действующих перегруз», – отвечает Печатников. Значит, будет поликлиника, говорит мэр. Все аплодируют.

Речь заходит о строительстве нового пересадочного контура метро. «Можно ли перенести станцию с Нижних Мневников на Филевский бульвар?» – спрашивает молодой депутат. «Спасибо, что вы так рационально мыслите. Мы с вами обсуждаем проекты стоимостью 2–3 миллиарда – два года назад такого и представить нельзя было», – рассуждает Собянин, но про станцию ничего конкретного не говорит. Вопросы, как на пресс-конференции президента, оказываются интереснее ответов. «Может ли Северное Тушино рассчитывать на помощь в создании идеологического и политического центра? Мы каждую секунду ощущаем его недостаток», – спрашивает депутат Ирина Удалова.

Очередь доходит и до нашего заброшенного стадиона, который непонятно кому строить. Депутат Павлова долго разъясняет проблему, а ответ короткий: «Мы включили этот объект в адресную программу, она будет реализована за городские деньги». Мы переглядываемся – ничего не понятно: будет ли этим заниматься Москомспорт? Будем ли этими деньгами распоряжаться мы сами? Чьим окажется готовый стадион и кто будет решать, кому и когда там тренироваться?

Слово берет Максим Кац, все оживляются. «Я депутат района Щукино, член Координационного совета оппозиции… Извините», – после паузы добавляет Кац, так как мэр сильно меняется в лице, услышав про оппозицию. «Можно оценить вашу работу на посту мэра с точки зрения ее соответствия трудам мировых ученых: Вукана Вучика, Яна Гейла...» Молодой единоросс, сидящий передо мной, картинно закатывает глаза. Кац объясняет Собянину, мол, все идеи мэрии правильные – упоминает платные парковки, пешеходные зоны, выделенные полосы для общественного транспорта, – но дела, говорит он, расходятся со словами. Собянин в ответ зачем-то рассказывает о транспортной политике мэрии – долго и с множеством цифр.

Еще один вопрос от моего района: «Когда начнется благоустройство памятника природы Сходненского ковша?» «Антон Олегович, доложите», – обращается Собянин к главе Департамента природопользования Кульбачевскому. «За летний период первые мероприятия будут выполнены», – рапортует он (что за мероприятия? кем выполнены? кто контролирует?). Видно, что вопросы Собянину и его заместителям показывали заранее, и они готовились, но подготовились не очень.

«В нашем районе нет ни одного учреждения культуры. У нас молодежь шатается по подъездам, нет даже кинотеатра!» – депутат из Строгино переходит на крик. «Мы с вами уже виделись», – замечает один из помощников мэра. «Да, и вы обещали приехать!» – «Ну, зато вы к нам приехали», – меланхолично замечает чиновник. И обещает построить все, что нужно: «Мы построим, давайте только в оптимальных объемах это сделаем». Строгинцы возмущенно переглядываются – они тоже не поняли, что за «оптимальные объемы». «Вы какую площадь предлагаете?» – кричит задававший вопрос депутат, но микрофон уже унесли, и его не слышат.

Ближе к концу запланированные вопросы кончаются, и некоторые успевают задать вопрос от себя. Депутат района Хорошево-Мневники говорит о массовой вырубке деревьев при строительстве Северо-Западной хорды – тогда из-за ошибки в документах уничтожили 800 деревьев. Кульбачевский, отвечающий в мэрии за природу, ничего конкретного сказать не может, а заммэра по градостроительству Марат Хуснуллин отвечает, что взамен посадят тысячу деревьев (хотя по закону в качестве компенсации положено высаживать в два раза больше деревьев).

Депутат Щукино Андрей Гребенник, колоритный дедушка в больших очках с седой бородой, берет слово. «Сергей Семенович, ваш аппарат не дал нам сесть, как мы хотели», – вспоминает он конфликт с ФСО. «Я прошу извинений за аппарат», – отвечает Собянин. Гребенник говорит, что в Щукино есть детский сад 1934 года, последний образец конструктивизма, и просит провести экспертизу о признании его памятником культурного наследия. «Посмотрим», – отвечает мэр.

Встреча закончилась. Пока депутаты Куркино (и всех остальных районов по очереди) идут запечатлеть себя на фото в обществе мэра, мои коллеги из Южного Тушино спорят, что же имел в виду Собянин насчет стадиона. Кто-то предлагает поймать одного из заместителей мэра и спросить, но все стесняются и не знают, кого ловить. Потом разговор плавно переходит на текущие проблемы: директор школы рассказывает директору поликлиники, как в школе отметили День Победы, а я выясняю у главы муниципального собрания график приемки дворов после их благоустройства. Очередной совет депутатов толпой идет фотографироваться с мэром.