Питер Пауль Рубенс. Избиение младенцев

Конфликт либералов и силовиков в российской элите сегодня напоминает проигранную войну. Вероятно, скоро либеральных институтов в России станет значительно меньше – издержки публичного либерализма слишком высоки для публичных политиков и общественных деятелей. Фронт либералов прорван на всех направлениях, они разделены на несколько групп и окружены. Кто-то еще сопротивляется, но в целом их враги – силовики и государственники – празднуют победу. Они не боятся даже правительства и смело стреляют по членам «либеральной» команды премьера. 

Силовики находятся на передовом крае борьбы с либерализмом во власти. Либералов атакует Следственный комитет: там раскопали подробности о гонораре лектора Ильи Пономарева, оттуда грозили Владиславу Суркову за его лондонские откровения. Либералов атакует Счетная палата, именно она нашла нарушения в работе «Роснано». Либералов атакует прокуратура, она требует, чтобы социологи «Левада-центра» признали себя иностранными агентами. Либералов атакует ФСБ – служба прослушивала телефон губернатора Кировской области Никиты Белых. 

Либералов в элите атакуют вообще все спецслужбы и ведомства со «звездочками», причем на всех уровнях – национальном, региональном и городском. Они входят к либералам в дома и офисы, проводят обыски и проверки, грозят следствием, тюрьмой и скорым судом. Это похоже на торт, который нашли грызуны. Они грызут торт снизу, от коржа. Некоторые, продравшись через слои бисквита и сливок, доходят до крупных вишенок на макушке торта. Сурков и бывший министр обороны Сердюков – из тех вишенок, что достаются крупным особям. Остальные грызут либералов в своей среде обитания – в своем городе, в своем регионе. Некоторые, совсем немногие вишенки, вроде Ксении Собчак или Игоря Шувалова, сгрызть не удается. Остальные предоставлены своей судьбе. 

Казнями либералов Кремль дирижирует от случая к случаю. Он создает общественную атмосферу для атаки на либералов, но иногда требовательно спрашивает о «деле Болотной площади». Изредка Кремль вмешивается с командами или дает спецслужбам по рукам, когда речь заходит о фигурах вроде того же Шувалова. Но иногда, как в случае с Сердюковым, воздерживается от вмешательства и даже поощряет их работу. В этом смысле, к слову, судьба Суркова пока в тумане. Его отставка точно не была почетной, его отругали перед уходом – возможно, СК до него еще доберется. 

Атака на либералов не может заставить либеральную часть элиты сорганизоваться и выступить против. Она так слаба, что не добилась даже амнистии для классово близких заключенных из числа предпринимателей. Либералы разобщены и развращены. Правительство изолировано от социологов, Сурков не так уж и нужен Медведеву – ему нужнее Аркадий Дворкович; Чубайс, похоже, вообще никому не нужен и сохраняет кресло из-за благоволения президента Путина. Алексей Кудрин на плаву по этой же причине, но понятно, что и в его биографии следователи могут найти много интересного и порочного. 

Лишившись президента-сторонника, либералы стали легкой добычей для своих врагов. Их скромная общественная поддержка не может их защитить, симпатии общества – не на их стороне. Их не спасает даже процесс бурной интеграции России в мировую экономику. Менеджеры-государственники или менеджеры без политических взглядов легко заменяют либералов в руководстве крупнейших госкомпаний, а силовики устраивают в крупнейшие госкомпании своих детей. Сын главы Совбеза Дмитрий Патрушев возглавляет «Россельхозбанк». 

Остановить процесс поедания либералов с каждым днем все сложнее, о либеральном ренессансе в российской власти речь не идет тем более. Последним оплотом либералов во власти будут экспертные структуры и экономические ведомства. Они будут твердить о необходимости работы с инвестиционным имиджем, пока их не обвинят в низких темпах экономического роста и не заменят менеджерами без политических взглядов. Проверки в Высшей школе экономики станут логическим завершением этого процесса. Узнать, получает ли РЭШ зарубежное финансирование, прокуратура захочет гораздо раньше – в очень недалеком будущем. 

Можно счесть нарисованную картину слишком мрачной, полагая, что какое-то количество либералов оставят во власти хотя бы из приличий. Думаю, что это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Россия не впервые в своей истории переживает период гонений на либерализм и прогрессивное западничество. В этой борьбе власти уже несколько раз добивались серьезных успехов. Несомненно, в какой-то момент маятник качнется в другую сторону, и власть снова окажется в руках у либералов. Но это будет очень не скоро. Даже революция, маловероятная, но возможная, либералов не спасет и не возродит: ее возглавят люди вроде Алексея Навального или Эдуарда Лимонова, никаких симпатий к либералам не питающие.