Фото: Виталий Аньков / ИТАР-ТАСС

25 мая министр обороны Сергей Шойгу отдал приказ о начале очередных внезапных учений. Они стали третьими по счету при новом главе военного ведомства, и с большой долей уверенности можно сказать – не последними. Учения будут проводиться и дальше, не только для повышения боеготовности войск, но и чтобы в очередной раз подчеркнуть особый статус Сергея Шойгу: в отличие от его предшественника Анатолия Сердюкова, говорившего о важности боевой подготовки, новый министр вроде как решил от слов перейти к делу.

В начале недели в состояние повышенной готовности были приведены войска Воздушно-космической обороны, самолеты Дальней и Военно-транспортной авиации, объединение ВВС и ПВО Западного военного округа. Всего, по словам начальника Генштаба Валерия Герасимова, к проверке было привлечено 8700 человек, 185 боевых самолетов, 240 боевых бронемашин. Координация действий была доверена офицерам Главного оперативного управления во главе с генерал-полковником Владимиром Зарудницким (именно они отвечают за планирование применения армии).

За минувшие пять дней четыре полка ПВО были переброшены на полигон Ашулук в Астраханской области: там боевые расчеты развернули комплексы С-300, после чего принялись отслеживать обстановку с целью обнаружения и уничтожения баллистических целей, представленных реальными мишенями. Причем, по словам офицера, участвующего в учениях, привлекались средства радиоэлектронной борьбы, которые создавали помехи, усложняя работу расчетов. На втором этапе по прикрываемому району был нанесен удар шестью ракетами-мишенями типа «Пищаль», имитирующими высокоскоростные маневрирующие воздушные цели. Характеристики мишеней «Пищаль» идентичны характеристикам современных крылатых ракет. Все ракеты мишени были уничтожены боевыми пусками комплексов С-300. В географическом плане учения коснулись не только Астрахани. Так, например, из Курска была передислоцирована пара истребителей-перехватчиков Су-29СМТ, заступившая 28 мая на охрану воздушного пространства на аэродроме «Балтимор» в Воронеже. Причем перелеты, согласно данным Минобороны, проходили в составе штатных эскадрилий, действующих в боевых порядках, с выполнением мероприятий маскировки, радиоэлектронного подавления подразделений ПВО условного противника. Фронтовые бомбардировщики Су-34 нанесли удары по условным целям в ряде районов учений, а истребители МиГ-31 уничтожили крылатые ракеты, выпущенные условным противником. Как ожидается, окончательные итоги будут подведены в начале следующей недели.

В третий раз все прошло достаточно слаженно. По словам офицера в Генштабе, после первого при Шойгу поднятия войск по тревоге в Центральном военном округе было выявлено огромное количество проблем: раскоординированность, заторможенность, отсутствие логики при сборах. Но более всего министра убило подведение итогов сборов: ни один из командиров не осмелился взять на себя ответственность за провалы, перекладывая ее на нижестоящий офицерский и рядовой состав. Вторые учения, старт которым дал Владимир Путин, были более слаженные, однако там вскрылись проблемы технического плана: на некоторое время вышли из строя связные комплексы.

Подобная ситуация стала неожиданностью для Шойгу. При Анатолии Сердюкове все усилия военных чиновников сводились к тому, чтобы обеспечить условия для боевой подготовки солдат. Их избавили от задач по ремонту техники, от мытья казарм и уборки территорий воинских частей, оставив лишь время для отработки реальных навыков. Они в большинстве своем демонстрировались во время крупномасштабных учений, таких как «Кавказ-2012».

Но важно понимать, что подготовка к ним занимала не один день и многие маневры отрабатывались заранее. Присутствовавший на «Кавказе-2012» президент Владимир Путин увиденным остался доволен. «В общем, учеба проходит не зря, и все, что делается по направлению, связанному с модернизацией, с насыщением новыми системами вооружений, с применением новой тактики, с учетом новых разработок и Академии Генерального штаба, и самого Генерального штаба, – все это очень полезно», – сказал он. Большего, наверное, тогда и не требовалось: учения прошли без видимых проблем, президент доволен, так что еще нужно?

Сейчас для Шойгу наиболее важно как можно дальше отодвинуть от себя все наследие Сердюкова. Это касается не только финансовых и земельных вопросов. Ему предстоит в кратчайший срок сделать то, что Сердюков не смог сделать за пять лет: создать реальную армию, способную решать задачи по предназначению. Дело рисковое – можно быстро все разрушить, но так и не создать ничего нового. Но есть и обратная сторона: в любой момент он может позволить себе кивнуть на ошибки предшественника и быть понятым руководством страны. Да, ошибки и неудачи сразу оказываются на виду у всех. Но это будут не ошибки Шойгу, а ошибки прежнего руководства. А это выгодно для имиджа нового «спасителя русской армии».

Практика проведения внезапных учений будет продолжена. По словам офицера Генштаба, в этом году запланированы проверки в Восточном военном округе: там будет применена не только авиация и сухопутные соединения, но и корабли Тихоокеанского флота.