Годовое собрание акционеров Сбербанка. Фото: Виталий Белоусов

Сергей Гуриев был переизбран в наблюдательный совет Сбербанка, несмотря на то что за несколько дней до годового собрания акционеров заявил о самоотводе и уехал в Париж. По результатам голосования бывший ректор Российской экономической школы набрал больше всего голосов – свыше 22 млрд акций (по стоимости). Это даже больше, чем смог набрать председатель правления Сбербанка Герман Греф (20,261 млрд акций).

Гуриев слишком поздно подал заявление о самоотводе. Бюллетени для голосования были разосланы после заседания наблюдательного совета, которое состоялось в апреле. Как сообщил Герман Греф, к моменту, когда Гуриев попросил самоотвод (27 мая. – прим. Slon), уже 6% акционеров поддержало его кандидатуру. Мажоритарный акционер – Банк России – кандидатуру экономиста не поддержал, сообщил переизбранный глава набсовета, председатель Банка России Сергей Игнатьев.

Получилась юридическая коллизия: если убрать Гуриева из числа кандидатов, то все голосование могло быть признано нелегитимным. «Гуриеву ничто не мешает подать сейчас в отставку», – пояснил Slon член набсовета Сбербанка. Он считает, что обстановка при голосовании была деловая. «Можно было бы назвать его протестным, но акционеры, скорее, оценили профессиональный вклад Гуриева в работу Сбербанка, известно, что он активно участвовал в работе комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами», – поясняет источник в Сбербанке.
В разговоре со Slon Сергей Гуриев сказал, что хотел бы действовать в интересах Сбербанка. «Если я сейчас откажусь от членства, то Сбербанку придется созывать внеочередное собрание», – говорит он. При этом опальный экономист пока не собирается возвращаться в Россию, поэтому не исключает дистанционного участия в заседаниях набсовета. О такой возможности уже сообщил Герман Греф. «Согласовали, что он останется в наблюдательном совете и будет участвовать в режиме телеконференции и, может быть, когда-нибудь в режиме явки», – сказал глава госбанка
Президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев, не попавший в результате голосования в набсовет Сбербанка, на вопрос Slon о том, почему Греф настаивает, говорит следующее: «Когда у Следственного комитета возникли к нему претензии, некоторые влиятельные фигуры ходили к президенту и убеждали, что его не нужно преследовать по линии правоохранительных органов, нужно дать возможность работать. С этим, кажется, пришлось согласиться». Источник Slon в правительстве вспоминает, что именно Герман Греф и Сергей Игнатьев пытались заступиться за Гуриева, просили президента Владимира Путина, чтобы Следственный комитет перестал давить на экономиста, однако однозначно позитивного ответа не получили. Также известно, что за Гуриева месяц назад, сразу после обысков, просили вице-премьеры Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович, бывший глава Минфина Алексей Кудрин и глава «Роснано» Анатолий Чубайс. То есть, позиция акционеров отражает и желание руководства госбанка, и условного либерального экономического блока.
Политологи усматривают в сегодняшней истории в Сбербанке еще один способ уговорить власть вступиться за Гуриева и остановить преследование. По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, голосование можно считать обозначением политической позиции и ответа силовикам. «Сегодня ты – столп системы, а завтра тебя на Технический переулок (там находится здание Следственного комитета России. – Slon) к следователям кидают. Сегодня Гуриева, потом еще кого-нибудь», – объясняет он сегодняшнее голосование и поведение Грефа. О солидарности говорит и член правления ИНСОР Евгений Гонтмахер: «Люди понимают, что он попал совершенно несправедливо в такую ситуацию».
Источники Slon, знающие о походе высокопоставленных чиновников к Путину, называют решение акционеров и слова Германа Грефа вызовом. «У власти есть желание, чтобы нелояльные специалисты, экономисты не "кормились" за счет государственных предприятий, – рассказывает собеседник Slon в правительстве. – Поэтому Гуриева в составе Сбербанка быть не должно. Он не должен получать деньги за работу в госкомпании Сбербанк. А будет. И, конечно, это вызов от тех людей, которые его там оставили». 
По правилам, если член набсовета пропустил более половины заседаний, то он не получает вознаграждения. «Лучшие корпоративные практики предусматривают проведение собраний дистанционно, но в Сбербанке это не приветствуется», – говорит член набсовета Сбербанка. Так, например, в 2010 году из состава совета за неявку на заседания был исключен американский финансист Раджат Гупта, осужденный впоследствии в США за инсайд.